Морской таран. Как американцев прогнали из Черного моря

Навал «Беззаветного» на «Йорктаун». © / Public Domain

12 февраля 1988 года, в тот период, когда последний лидер СССР Михаил Горбачёв объявил США нашими новыми партнёрами и всячески старался быть «гражданином мира», корабли ВМС США крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР.   

   
   

Потеря «невинности»

До этого американские военные корабли двое суток болтались примерно в 40 милях юго-восточнее Севастополя. А утром 12 февраля командный пункт Черноморского флота получил сообщение, что американцы взяли курс, который ведёт в наши территориальные воды. Кораблям США передали сообщение о недопустимости захода в советские воды. Те ответили, что они ничего не нарушают и продолжат следовать тем же курсом. Для американских крейсера и эсминца это были учения под названием «Невинный проход». В дальнейшем они и ссылались на своё право находиться в советских территориальных водах. В то время СССР действительно признавал право мирного прохода военных кораблей в своих территориальных водах, но только по обозначенным коридорам. США же считали, что ни у одной страны нет никаких законных оснований ограничивать проход военных кораблей. Но между тем Конвенция ООН по морскому праву определяла проход мирным до тех пор, «пока он не наносит ущерба миру, порядку или безопасности прибрежного государства». Помимо прочего, в соответствии с этим международным документом, такой проход не считается мирным, если иностранное судно совершает «любые манёвры или учения с оружием любого вида». Впрочем, корабли ВМС США «Йорктаун» и «Кэрон» свою «невинность» потеряли задолго до этого события.

Американский крейсер «Йорктаун». Фото: Public Domain

«Нужно навалиться»

Ещё в марте 1986 года эти же самые корабли уже появлялись незваными гостями в наших территориальных водах у южного побережья Крыма. Тогда они маневрировали вблизи базы Черноморского флота в Севастополе, причём с работающим оборудованием радиолокационной разведки. А кроме того, они имитировали подготовку к пуску ракет. Хотя такой демарш американцев стал, по сути, вызовом советскому руководству, в ответ оно ограничилось лишь официальной нотой протеста. Однако летом 1986 года главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Владимир Чернавин подготовил план противодействия подобным провокациям. Министр обороны маршал Сергей Соколов на основе этого плана сделал доклад в ЦК, в котором предложил «активно сковывать действия кораблей-нарушителей вплоть до навала бортом на них и вытеснения из территориальных вод страны». Доклад выслушали, разработанный на его основе детальный план выдворения натовских кораблей одобрил генсек Горбачёв.

 «Сюрприз» для янки

О том, что старые знакомые крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» входят в Чёрное море, советской стороне стало известно еще в начале года. Но вот из-за тумана обнаружить американские корабли сразу не удалось. Кроме того, они шли в режиме полного радиомолчания. Но всё-таки американские корабли были взяты на сопровождение почти сразу после их выхода из Босфора. На сближение с «Йорктауном» и «Кэрон» пошли советские сторожевые корабли «Беззаветный» и СКР-6. Оба наших корабля в несколько раз уступали американским по водоизмещению, поэтому задача по вытеснению нарушителей из советских территориальных вод была непростой. Тем более что планом было предусмотрено именно физическое вытеснение, без применения оружия. Для этих целей предполагалось использовать пограничный сторожевой корабль «Ямал», у которого была прочная противоледовая защита, но он не смог догнать американцев.

Тогда на сближение с «Кэроном» пошёл СКР-6, «Беззаветный» догнал «Йорктаун» и пошёл параллельным курсом с ним. Он приспустил ощетинившийся лапами якорь. Тем временем на советском корабле загерметизировали отсеки и объявили, что он идёт на соприкосновение с американцами. До американцев не сразу дошло, что задумали «эти русские». Свободные от вахты моряки столпились на палубе «Йорктауна», они смеялись, фотографировали «Беззаветный» и СКР-6, что-то кричали, делали оскорбительные жесты в сторону советских моряков. Но вскоре им стало не до смеха. 

Опасное маневрирование ПСК «Ямал» вблизи эсминца «Кэрон». Фото: Кадр YouTube                                                 

«Гарпун» и мичман

Американцев мгновенно сдуло с палубы, когда «Беззаветный», вплотную подойдя к «Йорктауну», первым ударом снёс их трап, а трёхтонный якорь стал корёжить его борт. После манёвра наш корабль буквально навалился на корму американского крейсера и проехался по его палубе, снося кормовые надстройки. Тем временем СКР-6 наносил удары по «Кэрону», но с меньшим успехом, из-за своего очень малого водоизмещения. Возникла опасность, что крейсер и эсминец американцев возьмут «Беззаветный» в клещи и просто-напросто раздавят его. Капитан советского сторожевого корабля Владимир Богдашин приказал демонстративно зарядить с обоих бортов реактивные бомбомёты. Американцы попытались поднять в воздух вертолёты, но их предупредили, что если машины поднимут в воздух, то они немедленно будут сбиты. После этого американские корабли спешно покинули территориальные воды СССР. «Им же нужно было снова через Босфор проходить, — вспоминал Владимир Богдашин, — и не хотелось, видимо, туркам показывать, что им крепко досталось. Поэтому срезали все видимые факты увечий корабля: ракетные установки, ограждения вертолётной площадки — и за борт всё».

Командир «Беззаветного» говорил, что никто из его команды не струсил. А мичман Шморгунов, обладавший огромной силой, чуть американскую противокорабельную ракету «Гарпун» на верёвке на борт не затащил. Самого Владимира Богдашина вызвали на ковёр и сначала отчитали за потерянный якорь, но год спустя наградили орденом Красной Звезды с формулировкой «За освоение новой техники».