Минск — наш. Минобороны опубликовало документы о взятии столицы Белоруссии

Картина «Минск 3 июля 1944 года» (День освобождения города от фашистских захватчиков) художника Валентина Волкова. © / Фото: Михаил Озерский / РИА Новости

К 75-летию освобождения столицы Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков Министерство обороны России обнародовало уникальные документы из фондов Центрального архива военного ведомства.

   
   

На интернет-портале Минобороны опубликованы приказы, директивы, донесения, наградные документы, выложены газетные статьи того времени, рассказывающие широкой общественности об одной из самых крупных и решительных наступательных операций Красной армии. Специальныймультимедийный раздел получил название «Из Минска виделся Берлин».

Выложенные там документы раскрывают малоизвестные эпизоды и повествуют о героизме офицеров и бойцов, участвовавших в операции.

В числе документов — боевое донесение от 3 июля начальника штаба 3-го Белорусского фронта, в котором генерал-лейтенант А. П. Покровский докладывает начальнику Генштаба Красной армии А. М. Василевскому об освобождении Минска, подробно описывая ход наступления. В донесении сообщается, что одними из первых в Минск на предельной скорости ворвались боевые машины под командованием старшего лейтенанта Александра Яковлева, командира роты 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового Тацинского корпуса. В этом же разделе опубликованы наградные документы отважного танкиста, который был представлен к званию Героя Советского Союза.

Стоит напомнить о том, что во время оккупации Минска в городе было организовано гетто. В Минске и его окрестностях погибли свыше 400 тысяч человек, были разрушены до 80% жилых домов, уничтожены почти все предприятия и учреждения науки и культуры. Неудивительно то, с каким энтузиазмом жители белорусской столицы встречали воинов-освободителей: эти свидетельства также можно найти среди опубликованных документов.

Принудительные работы еврейского населения на железной дороге. Минск, февраль 1942 года. Фото: wikipedia.org

«Колонны танков, проходя по городу, забрасывались цветами, так что были больше похожи на огромные букеты цветов, а не на грозные боевые машины...». Не было предела и детскому восторгу. «Ребятишки, раздобывшие где-то чистые конверты и бумагу, забрасывали танкистов бумажным салютом, когда те въехали в город».

Другие представленные в разделе документы рассказывают о тщательной подготовке к проведению Минской операции. Невероятными усилиями удалось освободить столицу Белоруссии раньше назначенных сроков, провести мощнейшую артподготовку и массированные авиаудары по ключевым укрепрайонам и позициям гитлеровских войск. О решительном характере наступления свидетельствует, в частности, донесение начальника политуправления 3-го Белорусского фронта от 4 июля 1944 года. Из документа следует, что темпы наступательной операции ошеломили даже командование вермахта, которое еще 4 июля не имело информации об освобождении Минска частями Красной армии. В документе приводится случай посадки в городе немецкого самолета «Мессершмитт 109», летчик которого, не подозревая о том, что аэродром перешел под контроль советских войск, после приземления спокойно осматривал свой самолет и, естественно, тут же был взят нашими бойцами в плен.

   
   

Сдавшийся в плен под Минском радист разведывательного батальона 25-й гренадерской танковой дивизии вермахта обер-ефрейтор Леопольд Люттенбергер рассказал, что столицу Белоруссии вынуждены были оборонять «чрезвычайные полки», сформированные из остатков ранее «разбитых и рассеянных» Красной армией немецких дивизий. «Нам приказали занять оборону по дороге Могилев — Минск... Не успели мы по-настоящему закрепиться на занимаемом участке, как утром 3 июля показались русские танки. Несмотря на то, что мы ожидали наступления русских, оно для нас оказалось совершенно неожиданным. Солдаты, увидев русские танки, говорили, что это пришел конец, — сообщил Люттенбергер. — Но затем нам последовал приказ отступать в направлении на Вильно (Вильнюс). Не отъехали мы и трех-пяти километров от Минска на запад, как образовалась страшная пробка: сгрудились сотни автомашин, тысячи солдат. В этот момент нас настигли русские танки. Сразу же все побежали кто куда. Я с группой солдат побежал в лес, а затем, встретив русских, сдался им в плен».

3 июля 1944 года Минск был освобожден, хотя вокруг города еще находились разрозненные гитлеровские части, которые пытались продвигаться в западном направлении, в том числе к Минску. Однако в ночь на 6 июля были успешно отбиты последние попытки противника контратаковать. В плен были взяты несколько тысяч солдат вермахта. Подробную хронику событий в ходе освобождения Минска, Бобруйска, Жлобина, Рогачева, Барановичей и других белорусских городов в те дни вели газеты, в том числе «Красная армия». Выложенные в разделе её передовицы передают настроение той эпохи и рассказывают о мужестве и героизме воинов-победителей.

Стоит обратить внимание и на наградные материалы на лейтенанта Михаила Довбыша, командира батареи 529-го армейского истребительно-противотанкового артполка. При прорыве вражеской обороны эта батарея прокладывала путь нашей пехоте.

Приказом Верховного Главнокомандующего СССР и указом президиума Верховного Совета СССР свыше 50 соединений и частей, наиболее отличившиеся в боях за освобождение белорусской столицы, были удостоены почётного наименования «Минские» и представлены к награждению орденами. Из документа посетители раздела смогут узнать, что 3 июля в 22 часа Москва салютовала «доблестным войскам, овладевшим Минском, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий».

Как особо подчеркивается в сообщении Минобороны России, публикация архивных документов времён ключевых военных конфликтов ХХ века «ставит заслон попыткам фальсификации истории, развенчивает лживые мифы, становится важным элементом в системе военно-патриотического воспитания молодёжи».