Обвинять русских во всем — это далеко не новое увлечение в Европе. Но порой за подобными заявлениями скрывается нечто большее, чем пустая русофобия.
Ищите женщину
Летом 1940 года Франция пережила настоящий крах — войска Гитлера в кратчайшие сроки разгромили одну из сильнейших военных держав в Европе. Англичане и британцы, бросая технику, бежали из Дюнкерка, хотя со временем происходившему был придан статус «успешной эвакуации».
В Великобритании тяжелое поражение историки отчасти связывают с именем «русской шпионки Анны де Волкофф». Это не вымышленное, а вполне реальное лицо. Но нужно внести уточнение — будучи русской по национальности, женщина работала на Германию.
Последний атташе
В июле 1913 года новым военно-морским атташе Российской империи в Великобритании был назначен бывший адъютантом великого князя генерал-адмирала Алексея Николаевича Николай Александрович Волков. Опытный моряк, сын ученого-химика и одновременно художника, чьи работы представлены в Третьяковской галерее, Волков ехал в командировку на два года. Однако с началом Первой Мировой войны миссия в Лондоне превратилась в бессрочную. Атташе отвечал военные поставки в северные порты России.
Со своей задачей Волков справлялся успешно, и в 1916 году получил от Николая II звание контр-адмирала с зачислением в Свиту Его Величества.
Две революции 1917 года зачеркнули карьеру адмирала Волкова. Все его имущество в России было национализировано, и у него и членов семьи осталось только то, с чем они уехали в Лондон.
«Русская чайная»
До начала 1920-х адмирал представлял в Великобритании Белую армию, потом работал в британском Адмиралтействе, после чего было объявлено, что в его услугах больше нет нужды.
Пришлось продавать драгоценности супруги. Впрочем, в отличие от многих других эмигрантов, адмирал Волков в нищету не впал. Он основал небольшой русский ресторан на Харрингтон-роуд в центре Лондона, который приносил стабильный доход. Завсегдатаями «Русской чайной» были не только эмигранты, но и представители британской элиты.
Дочери адмирала Ане в момент отъезда из России было 11 лет. Она тяжело переживала падение семьи, хотя адмиральский статус отца все-таки сохранял уважение к Волковым среди британцев. Девушка ненавидела не только Советскую Россию, но и евреев, ибо отец и его друзья утверждали, что все случившееся стало следствие «международного еврейского заговора».
«Правый клуб»
Антисемитизм в Британии в ту пору не был чем-то запретным и редким, и потому подобные настроения распространились достаточно широко. Так что приход Гитлера к власти в Германии мало кого шокировал. Да что уж там — даже королевская семья на домашнем пикнике не считала зазорным зигануть на камеру.
Отец и дочь Волковы принадлежали к «Правому клубу», сообществу британской элиты, выступавшей за союз с нацистской Германией. Анна нередко бывала в Рейхе и даже встречалась с представителями окружения Гитлера.
Начало Второй Мировой войны заставило «Правый клуб» объявить самороспуске. Вот только члены его своих взглядов отнюдь не поменяли. Анна Волкова считала, что в этой ситуации нужно помогать тем, кто взялся покончить с евреями и большевиками.
Черчилль пишет Рузвельту, а читает Гитлер
«Я прошу вас о помощи. Я умоляю, чтобы вы помогли всем, чем можете. Прежде всего, немедленно нужны сорок-пятьдесят старых миноносцев. Во-вторых, мы просим несколько сотен самолётов. Третье — противовоздушная артиллерия и боеприпасы должны быть в изобилии в будущем году... если мы доживём, чтобы увидеть их...» — писал в одной из своих депеш премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль президенту США Франклину Рузвельту.
«Я посылал свои телеграммы в американское посольство, которое находилось в прямой связи с Белым домом, посредством специальной кодировочной машины. Была достигнута великолепная скорость в радиообмене, и все вопросы решались в течение считанных часов. Некоторые послания я готовил вечером, ночью или даже в два часа пополуночи. Они попадали к президенту до того, как он ложился спать, и очень часто его ответ приходил ко мне, когда я на следующее утро только вставал с постели. В общей сложности я направил ему 950 посланий и получил около 800 ответных», — вспоминал Черчилль о переписке с Вашингтоном.
Но весной 1940 года британская спецслужба МИ-5 доложила премьеру — практически одновременно с Рузвельтом его послания читает Гитлер.
Любовный роман с интересом
Как оказалось, Волкова закрутила роман с шифровальщиком посольства США в Великобритании Тайлером Кентом. Он был моложе Анны, но влюбился в нее без памяти. Американские историки объясняют дальнейшее тем, что Кент ранее работал в посольстве США в СССР, где «насмотрелся на ужасы сталинского режима». Но, скорее, он попал под влияние более умной и властной женщины, которая в постели объяснила ему — во всем плохом, что происходит в мире, виноваты евреи и коммунисты. И, чтобы покончить с этим, нужно помочь фюреру. Вскоре сверхсекретные донесения потоком потекли от Кента к Волковой, а далее по ее каналам — в Берлин.
Джо Кеннеди-старший, работавший послом США в Великобритании, позже писал: „«Кент руководил работой по использованию „непробиваемого“ кода. Из-за его предательства все дипломатические коммуникации внешнеполитической службы Соединённых Штатов были выведены из строя в самый драматический момент истории — в дни Дюнкерка и падения Франции... Это было ужасное преступление. Кент всегда имел „непробиваемый“ код при себе, и это нанесло катастрофический вред».
Смерть в «фашистском раю»
Всего через Кента и Волкову утекло к нацистам около 2000 сверхсекретных документов. Их арестовали 20 мая 1940 года.
Судили шпионов осенью того же года при закрытых дверях, и тут началось самое интересное. Кент получил 7 лет, и такую мягкость связывают с настойчивыми просьбами Рузвельта не создавать ему громкого скандала перед президентскими выборами. Что до Волковой, то ее деяния вполне тянули на виселицу. Однако приговорили Анну всего 10 годам тюрьмы. Видимо, влиятельные друзья по «Правому клубу» помогли избежать худшего.
В 1943 году Волкову лишили британского подданства, однако она все равно осталась в Великобритании и после освобождения работала швеей. О ее послевоенной жизни известно не так много. От взглядов своих она не отказалась и погибла в начале 1970-х в автокатастрофе в Испании в компании единомышленницы — британской фашистки Энид Ридделл. Можно сказать, что дамы сгинули в фашистском раю — ведь в Испании в то время все еще правил единомышленник Гитлера каудильо Франко.
Адмирал был верен себе до конца
Кент был в 1945 году депортирован в США, где дожил до 1988 года, выступая с крайних антикоммунистических позиций. Он проявлял такое рвение, что в ФБР заподозрили в нем... тайного агента КГБ, который выстраивает себе прочную легенду. Впрочем, никаких связей с Москвой у него не обнаружили.
Что до адмирала Волкова, то разоблачение дочери похоронило его бизнес. Свои дни он доживал в предместье Лондона и, как говорят, продолжал утверждать — все беды его семьи проистекают по причине «еврейского заговора».