«Летучий голландец». Как МиГ без пилота летал над странами НАТО

Истребитель-ракетоносец МиГ-23. © / Фото: Борис Приходько / РИА Новости

1989 год стал переломным для стран Восточной Европы. Запущенный Михаилом Горбачевым новый курс во внешней политике привел к тому, что союзные Москве режимы стали падать один за одним. Впрочем, в самом Советском Союзе гражданам было не до того: их волновали пустые полки магазинов и откровенно пугали вспышки межнациональной розни, происходившие то тут, то там.

   
   

Радовало одно: угроза большой войны в Европе между НАТО и Организацией Варшавского Договора практически сошла на нет. И вот в этих условиях произошел инцидент, шокировавший и напугавший всю Западную Европу.

Первый день после отпуска

4 июля 1989 года, в День независимости США, военный летчик 1-го класса полковник Николай Скуридин поднялся в небо впервые после отпуска.

Начальник политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии Северной группы войск должен был, согласно плану, выполнить два вылета с польского аэродрома Колобеж.

Первый контрольный полёт для восстановления навыков техники пилотирования на учебно-боевом самолёте прошел без каких-либо замечаний. Теперь Скуридину предстоял вылет на МиГ-23. Эта машина к тому времени уже была далеко не самой новой, но вполне надежной и проверенной.

Но «боевой конь» полковника Скуридина почему-то решил взбрыкнуть. Уже на 41-й секунде полета произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя. МиГ стал снижаться, и Скуридин, убежденный, что двигатель заглохнет совсем, доложил руководителю полетов о намерении катапультироваться. Летчик получил добро и покинул гибнущий самолет. При приземлении полковник повредил руку.

Упал в море?

Скуридин, покидая МиГ-23, направлял его в сторону моря, туда, где, по его мнению, падение не могло нанести кому-либо вреда.

   
   

Но тут началась какая-то чертовщина. Боевой самолет, освободившись от пилота... скрылся. Как выяснится потом, через шесть секунд после катапультирования Скуридина двигатель стал работать нормально и МиГ перешел в горизонтальный полет.

Поскольку вылет выполнялся с включенной системой автоматизированного управления, истребитель на автопилоте уверенно полетел в западном направлении.

Приземлившийся пилот доложил о ситуации, сообщив, что неуправляемый самолет полетел в сторону Балтийского моря. И. о. командующего авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации Огнев доложил в штаб ВВС: «МиГ упал в море, никакого ущерба при этом не причинил».

Пока поисковая группа разыскивала обломки в Балтийском море, МиГ пролетел на Польшей, пересек границу с ГДР и продолжал двигаться на запад. Службы ПВО подвоха не заподозрили: система «свой-чужой» работала нормально.

«В кабине никого нет!»

Между тем МиГ-23 приблизился к границам ФРГ и, как положено, был взят под наблюдение радарами НАТО. Дежурные глазам не поверили, когда увидели, что советский самолет наглым образом пересекает границу. На перехват срочно была поднята пара американских истребителей F-15 Eagle с базы в Нидерландах. Пока перехватчики добирались до нарушителя, в НАТО гадали, что происходит. Некий сумасшедший русский пилот, недовольный политикой Горбачева, решил нанести «удар по врагу»? А может, летчик решил сбежать на Запад за хорошей жизнью, продав военные секреты? Или русский пилот каким-то образом умудрился заблудиться?

Каков же был шок командования, когда пилот перехватчика доложил: «В кабине никого нет!» Потом на Западе этот МиГ назовут «Летучим голландцем». А в тот момент генералы НАТО пытались понять, что делать с незваным гостем. Самое простое решение — сбить. Тем более что перехватчики были готовы выполнить команду. Но пальнуть по советскому истребителю, пусть и в небе страны НАТО, пусть и пустому, надо было еще решиться. Мало ли как отреагирует Москва. Была и вторая проблема: МиГ летел над густонаселенными районами, его обломки могли упасть на людей.

Если бы кто-то мог наблюдать эту картину в небе, то он рисковал сойти с ума. МиГ-23 чинно летел в сопровождении F-15. «Парадный строй» пересек немецко-голландскую границу и вскоре оказался в небе Бельгии. В НАТО же все никак не могли принять решение.

Жертва МиГа

Советский самолет летел в направлении крупного французского города Лилля, и американские летчики получили команду сбить МиГ, если окажется, что он может долететь до этого промышленного центра.

Но тут «Летучий голландец» начал плавно снижаться. У самолета просто закончилось топливо, и он рухнул на землю. Увы, но трагедии избежать не удалось. Самолет упал на ферму в бельгийской деревне Беллегем неподалёку от города Кортрейка. Там в этот момент находился 19-летний Вим Деларе. Юноша погиб.

«Сбежавший» МиГ без пилота пролетел больше 900 километров. Случись такое на пять лет раньше, страшно подумать, к каким последствиям все это могло привести. Но в 1989 году, как уже говорилось, ситуация была менее напряженной. Советский Союз признал свою вину, полковник Скуридин публично выразил соболезнования семье погибшего. Он заявил, что ни в коем случае не стал бы покидать самолет, если бы мог предположить, что за этим последует. СССР выплатил компенсацию в размере 685 000 долларов. Советским специалистам позволили осмотреть обломки и вывезти их в СССР.

Представители НАТО предпочитали громких заявлений не делать. К ним ведь тоже было много вопросов. Наглец Матиас Руст, в 1987 году приземлившийся на Красной площади, опозорил систему ПВО Советского Союза. Но выходка Руста, по крайней мере, обошлась без жертв. А здесь целый истребитель устроил путешествие по трем странам НАТО и никто так и не смог решить, как с ним поступить, пока он не упал на бельгийского обывателя.

За 10 лет до МиГа «сбежал» английский истребитель. Жертв помог избежать король Артур

Как ни странно, случай с МиГом не уникальный. История военной авиации знает несколько похожих историй, когда самолет, «избавившись» от летчика, уходил в свободный и никем не контролируемый полет.

Еще более удивительно то, что один из таких случаев произошел ровно за десять лет до «побега» МиГа: 4 июля 1979 года.

Истребитель ВВС Великобритании Hawker Hunter Mk.F6 под управлением флайт-лейтенанта Алика Николсона выполнял полёт над Северным морем. В какой-то момент у машины стал глохнуть двигатель. Николсон катапультировался, после чего, как вы уже догадываетесь, нормальные обороты восстановились и самолет полетел дальше.

«Беглец» рухнул на деревню Тинтагель в графстве Корнуолл. Рядом расположен замок Тинтагель, который связывают с именем легендарного короля Артура, поэтому летом в деревне было много туристов. Каким-то чудом Hawker Hunter задел лишь три припаркованные машины, оранжерею и бассейн, не взорвался и не загорелся. Местные жители приписали чудесное спасение покровительству короля Артура.