Кремлёвская принцесса. Откровения дочери Сталина о великом диктаторе Откровения «кремлёвской принцессы» о великом диктаторе

Светлана Сталина на руках отца, 1935 год. © / Public Domain

Чтобы уговорить дочь Сталина на интервью, создателям картины потребовалось два с половиной месяца.

   
   

- Вам повезло, что я согласилась побеседовать с вами, - сразу заявила Светлана Иосифовна корреспондентке. - Обычно я отказываюсь от всех интервью. Вам я согласилась дать его потому, что вы называете меня Светлана. Светик-семицветик. Это приятно. И потому, что вы молоды.

Аллилуева сразу предупредила, что общаться будет только на английском.

- У меня 30 лет американского гражданства, и я не хочу говорить по-русски. Я ненавидела Россию. Советскую Россию. И я никогда в неё не вернусь. Я не являюсь этнической русской.

Одна из главных трудностей общения со Светланой Иосифовной - её тяжёлый, непредсказуемый характер, который она не замедлила проявить уже в начале беседы. На вопрос о том, как же она общалась со своей грузинской бабушкой (матерью Сталина), если та не понимала по-русски, Аллилуева разразилась: «Пожалуйста, прекратите! Вы лезете в очень личные вещи! Я не желаю говорить об этом!»

Впервые в фильме озвучено, что, оказывается, мать Светланы, Надежда Аллилуева, перед тем как покончить с собой, написала Сталину два письма. Одно - полное упрёков и проклятий. Другое - с подробными советами о том, как воспитывать детей. Например, следить за тем, чтобы Света чистила зубы перед сном, а Вася (второй ребёнок Сталина) усерднее занимался математикой. Об этом стало известно от сына Светланы - Иосифа Аллилуева, который согласился поговорить с журналистами о своей семье второй раз в жизни. О существовании предсмертных писем ему рассказывала двоюродная бабушка.

   
   

- Мою мать нельзя назвать несчастной. Разговоры о том, что она была несчастна и поэтому застрелилась, - всё это вздор! - вспоминает, закрыв глаза, Светлана Иосифовна. - Она могла иметь всё, что хотела. Она начала учиться в Индустриальной академии и собиралась развестись с отцом. Об этом все знали. Мать хотела закончить академию и пойти работать. Она ведь была феминисткой. Хотела жить самостоятельно.

Светлана и Лаврентий Берия. Фото: Public Domain

«Я чуть не умерла»

Во время войны у Светланы Аллилуевой случился первый роман.

- Он был известным русским кинопродюсером и сценаристом. Алексея Каплера все знали. Он преподавал во ВГИКе. Мы были с ним друзьями. В России не было такого понятия, как добрачный секс. Мы ходили в кино, в театр, в Третьяковскую галерею. Каплер был старше меня на 20 лет.

Платонический роман Аллилуевой и Каплера прекратил лично Сталин. Алексей находился на фронте - писал репортажи. В одной из газет появилась заметка «Письмо лейтенанта Л. из Сталинграда». В этой заметке Каплер признался Светлане в любви. Сталин этого потерпеть не мог.

- В общем, этого беднягу на пять лет выслали из Москвы. А за то, что он осмелился вернуться, ещё на пять лет отправили в трудовой лагерь.

Вскоре после расставания с Каплером Аллилуева вышла замуж за своего школьного друга Григория Морозова. Но и эти отношения продлились недолго. Они развелись вскоре после того, как она родила от него сына - Иосифа (всего у Аллилуевой трое детей).

- Я хотела закончить университет, а мой дорогой муж хотел иметь десятерых детей. Он никогда не думал о том, чтобы предохраняться. У меня было четыре аборта и один выкидыш. Я сильно заболела и развелась с ним.

Моим вторым мужем был сын секретаря ЦК партии Андрея Жданова. Это был выбор отца. У нас не было ни единого свидания. Мы сразу поженились. Мой отец был уже старым, и я не могла постоянно идти против его воли. Я чуть не умерла, когда рожала второго ребёнка - Екатерину. У нас была несовместимая кровь. Это привело к тому, что моя дорогая дочь отравляла мой организм. Это называется токсическая беременность.

Я знала только то, что не хочу этого брака. И, после того как Екатерина родилась, я вскоре развелась. Отец был ужасно недоволен. Но к тому времени он уже понял - я всегда буду делать то, что ему не нравится. Мой брат Василий ужасно боялся отца. Настолько, что терял дар речи в его присутствии. Я единственная была нормальным ребёнком.

Сталин активно пытался влиять не только на личную жизнь дочери, но и на её профессиональный выбор. Светлана мечтала стать писателем, для чего поступила на филологический факультет.

- Когда я сказала папе, что меня приняли в университет на филологический, он воскликнул: «Писатели?! Богема?! Нет! Поступай на исторический». Мне было 17 лет, а в 17 лет никто не любит историю. Я должна была стать учительницей в школе, а я ненавидела это занятие. Я ужасно злилась на отца, но тогда не могла ничего изменить.

Относительная свобода, которой всю жизнь добивалась Светлана, появилась у неё лишь после смерти отца. Во времена хрущёвской «оттепели» у Аллилуевой завязались близкие отношения с индусским переводчиком Раджи Бриджа Сингха. Впрочем, эти отношения довольно скоро оборвала смерть гражданского мужа Светланы. С большим трудом Аллилуевой удалось выехать в Индию, чтобы развеять прах супруга над водами Ганга. Оттуда она бежала: сначала в Швейцарию, а после - в Америку.

- Надеюсь, Косыгин мёртв? Хорошо. Он уж точно не на небесах, точно не в раю. Косыгин лично ответственен за то, что я покинула Россию. Он был руководителем российского правительства и пытался играть роль моего отца. Говорил, что я не могу выйти замуж за индуса. Говорил, что не могу делать то или это.

Побег Аллилуевой из Советского Союза стал мировой сенсацией. Оставшимся в СССР её двоим детям внушали, что мать их безжалостно бросила.

- Мой сын был уже женат. Ему было 22. Дочери было 17, она как раз поступила в университет. Они не были в пелёнках. В Америке, кстати, молодые люди такого возраста начинают жить самостоятельно. Матери уже не играют существенной роли в их жизни.

Светлана Аллилуева с отцом и Сергеем Кировым, 1934 год. Фото: www.globallookpress.com

Миллионы в банках

Оказавшись в Америке, Светлана вновь вышла замуж - за архитектора Питерса. У них родилась дочь Ольга.

- Это была любовь с первого взгляда. Но жизнью Питерса управляла его сестра. В прессе тогда писали, что отец оставил для меня миллионы в швейцарских банках. Эта ложь остаётся со мной до сегодняшнего дня. Отец не давал мне денег даже на карманные расходы.

Когда сестра Питерса поняла, что миллионов у меня нет, она сделала всё, чтобы мы расстались. Денег было немного, и мы с Ольгой уехали в Лондон.

В Лондоне Светлане пришлось туго. Денег не хватало. Она регулярно писала детям открытки в Союз, в которых оставляла свой адрес и телефон. Открытки не доходили. Лишь однажды Иосиф получил номер матери. Он сразу дозвонился в Лондон. Уже потом он понял, что это всё было организовано спецслужбами. Иосиф стал уговаривать мать вернуться на родину. Светлана сдалась и через некоторое время решила вернуться. В Союзе ей выделили квартиру, пенсию, машину.

- Как только мы приехали, у нас сразу отобрали российские паспорта. И снова стали указывать, что делать. Нас окружали абсолютные идиоты. Ни одного человека с мозгами!

Из Москвы Светлана вскоре после возвращения уехала в Грузию. Оттуда - снова в Англию, а потом и в Америку. Уже, видимо, навсегда.

Авторам фильма удалось снять всех троих детей Светланы. Труднее всего пришлось со средней дочерью - Екатериной. «Я очень долго вела с ней переговоры, - рассказывает режиссёр Ирина Гедрович. - Катя живёт в посёлке Ключи на Камчатке.

Работает там вулканологом. Уговорить её на встречу было крайне трудно. Она согласилась на съёмку, но с условием, что говорить мы будем только о её работе. Такое условие поставила и младшая дочь Аллилуевой - Ольга, которая работает продавщицей в небольшом американском городке».

Никто из детей между собой не общается. Не общалась с ними и мать. «Моя матушка - совершенно невыносимый человек в смысле характера, - говорит Иосиф Аллилуев. - Она умудрилась рассориться со всеми детьми».

Создатели фильма очень хотели показать свою работу самой Светлане. Но... после того как картина была готова, Аллилуева перестала выходить на связь. На телефонные звонки не отвечала, на факсы не реагировала. Впрочем, сразу после премьеры видеокассету с фильмом должны были переправить ей в Америку.

English version >>

Смотрите также: Тайная жена вождя народов: Валя Истомина - любовница Сталина? →