После распада Советского Союза и смены политической формации в России на государственном уровне сложилось довольно своеобразное отношение к Гражданской войне и ее участникам.
«Правильные» и «неправильные»
Хотя официально о ней говорится как о трагедии всего народа, участники довольно четко распределяются на «правильных» и «неправильных». Про «правильных» снимают кино с многомиллионными бюджетами, рассказывая об их трагической и героической судьбе, а «неправильные» выступают в лучшем случае в виде «серого фона», на котором блистают истово любящие родину колчаки и каппели.
Между тем, десятки тысяч офицеров царской армии встали на сторону красных. Неужели их выбор был обусловлен исключительно угрозами большевиков и личными садистскими наклонностями?
Сторонники современного подхода зачастую говорят — те, кто поддержал большевиков, были молоды и не поняли всего ужаса, который несут идеи этой партии.
Но ведь были в рядах Красной Армии и умудренные опытом люди, поседевшие на службе, достигшие высших командных высот. Что же двигало ими?
Немецкий род на службе России
В современной России многие еще помнят «черного барона» Врангеля. А вот о «сибирском красном бароне» Александре фон Таубе мало кто слышал.
Немецкий род фон Таубе известен еще c XIII века. За века представители различных ветвей рода, прославившегося на ниве воинской службы, расселились по разным странам — Польше, Швеции, Дании, России.
Остзейская ветвь рода служила русским царям еще со времен Ивана Грозного. Прославились представители фамилии честной службой, которая, впрочем, не приносила им больших богатств. Но за ними русские фон Таубе и не гонялись.
Забегая вперед, надо сказать, что революция разделила и семью фон Таубе. Например, один брат «сибирского красного барона», Михаил Александрович, станет видным деятелем эмиграции, а другой, Сергей Александрович, останется на родине в качестве инженера-путейца и получит звание «Заслуженный железнодорожник СССР».
Карьера настоящего воина
К моменту, когда революция свергла монархию в России, Александру фон Таубе было 52 года. Выпускник Санкт-Петербургской военной гимназии и Михайловского артиллерийского училища, он сделал карьеру своими трудом и упорством.
В качестве командира 3-го пехотного Нарвского полка прошел русско-японскую войну, в 1907 году получил погоны генерал-майора.
В начале Первой мировой фон Таубе командовал 5-й Сибирской дивизией. Как настоящий «окопный генерал», в тылу он не прятался, и в конце 1914 года в одном из боев был ранен. Согласно справке о боевой деятельности генерала, «рекогносцируя позиции 21 декабря у фольварка Тартак-Болимовский, контужен разрывом тяжелого снаряда в голову и правую часть тела».
После ранения генерал был отправлен на излечение в госпиталь. После того, как был пройден курс лечения, кавалера семи орденов и золотого Георгиевского оружия «За отвагу» определили в тыл, на должность начальника штаба Омского военного округа.
Воля народа — закон
Александр фон Таубе, к тому времени уже генерал-лейтенант, хорошо знал, как ведется война. Знал о том, что в войсках не хватает винтовок и патронов, знал о том, что артиллерия остается без снарядов. От происходящего он был, мягко говоря, не в восторге, но службу нес так, как было принято в древнем роду.
Февральская революция 1917 года изменила ситуацию. Александр фон Таубе и до этого считался человеком демократических взглядов, но здесь, в отличие от колеблющихся, он занял четкую позицию: «Отныне законом является воля народа».
В апреле 1917 года генерал фон Таубе поддержал предложение местных большевиков о передаче управления войсками военно-окружному комитету и на местах — гарнизонным комитетам, что дало возможность революционерам фактически взять под контроль расквартированные в пределах округа части.
Сложилась удивительная картина — подразделения в округе фон Таубе сохраняли боеспособность, но они были настроены не просто революционно, а радикально.
Керенский против фон Таубе
Такая деятельность генерала напугала не только местных монархистов, но и главу Временного правительства Александра Керенского, который решил избавиться от «смутьяна».
Из Петрограда прислали нового командующего округом и военного прокурора — разбирать дело об «измене» генерала. Но тут оказалось, что военно-окружной комитет (Воком) отказывается исполнять приказы, если они не будут подписаны генералом фон Таубе.
Эмиссары Керенского убыли обратно в Петроград, считая, что еще легко отделались — кое-где такие визиты заканчивались солдатским самосудом, но в хозяйстве фон Таубе, как уже говорилось, царила дисциплина.
Тогда Керенский решил действовать иначе — фон Таубе вызвали в Петроград для доклада в Генеральном штабе. Революционеры говорили генералу: ехать нельзя, это явная ловушка.
Генерал пожал плечами и сказал, что привык выполнять приказы командования. Он прибыл в Петроград и, как и предполагалось, тут же был арестован.
А из Омска в Петроград пришла телеграмма: если фон Таубе не вернется в Омск, военный округ не будет выполнять приказы военного министра.
Пока шла эта переписка, а Временное правительство решало, что делать с арестованным генералом, грянула Октябрьская революция.
Освобожденный из-под ареста генерал-лейтенант заявил новым властям о желании ехать в Омск и продолжать службу. Омские большевики давали петроградским товарищам блестящую характеристику фон Таубе, поэтому его должность была подтверждена.
Фактически Александр Александрович фон Таубе стал одним из первых генералов царской армии, который четко заявил о желании служить Советской России.
Создатель Красной Армии
Принято считать, что создателем Красной Армии выступил Лев Троцкий. Это утверждение во многом справедливо, но надо заметить, что было много людей на местах, которые внесли огромный вклад в этот процесс. Александр фон Таубе вел активную работу по демобилизации старой армии, одновременно занимаясь обучением и укреплением полупартизанских отрядов Красной гвардии, превращая их в ядро армии революционной.
Весной 1918 года части, подготовленные фон Таубе, оказались главной боеспособной силой большевиков в Сибири. Именно они вели борьбу с отрядами атаманов Дутова и Семенова, а затем с поднявшим мятеж Чехословацким корпусом.
Александр фон Таубе стал начальником Главного штаба командования РККА в Сибири. Несмотря на то, что в 1918 году в Сибири белые взяли верх, даже противники признавали, что умелая рука и светлый ум генерала фон Таубе позволили красным сопротивляться значительно дольше, чем ожидалось, нанося противнику очень серьезный ущерб.
«Мои седины не позволяют идти в лагерь врагов трудящейся России»
В августе 1918 года, после того как власть Советов в Сибири пала, местное руководство большевиков поручило фон Таубе добраться до Москвы для доклада Ленину о положении в Сибири.
Надо признать, что это была откровенная авантюра. «Сибирский красный барон», во-первых, был слишком узнаваемой фигурой, а во-вторых, не владел навыками конспирации.
2 сентября 1918 года он был арестован белогвардейцами в Бодайбо.
Противники ценили его высоко. На службу генерала готов был принять адмирал Колчак, сотрудничество предлагал один из вождей Чехословацкого корпуса Радола Гайда. От Александра фон Таубе требовалось просто отречься от большевиков, заявить, что пошел к ним на службу под угрозой расправы.
Но барон отрезал: «Мои седины и контуженные ноги не позволяют мне идти на склоне лет в лагерь интервентов и врагов трудящейся России».
Сегодня некоторые пишут, что генерал фон Таубе этих слов не говорил, и они являются выдумкой советской пропаганды. Спорить на сей счет особого смысла нет. Известно точно, на все посулы белых Александр Александрович ответил категорическим отказом.
Военно-полевым судом в Екатеринбурге он был приговорен к смертной казни. Но расстрелян генерал не был — он умер от сыпного тифа в тюрьме в январе 1919 года.
Старый генерал оказался человеком чести. Сделав свой выбор, он был верен ему до конца.