Принято считать, что Соединенные Штаты после Гражданской войны, произошедшей в XIX веке, не переживали масштабных потрясений подобного рода на своей территории. Это не совсем так.
В тот самый момент, когда Европа только приходила в себя после разрушительной Первой Мировой войны, в на первый взгляд сытой и благополучной Америке полыхнуло так, что никому не показалось мало.
Призрак большевизма
Соединенные Штаты не так были напуганы масштабной войной в Европе, причины которой были понятны американской элите, как Октябрьской революцией в России.
Воротилы американского бизнеса были в шоке от того, с какой легкостью русские рабочие подняли на штыки их коллег в Петрограде и Москве. Для предотвращения возможного повторения этого сценария в срочном порядке принимались законы, позволяющие преследовать граждан, которые считались «неблагонадежными», и даже депортировать их из страны.
В декабре 1919 года правительство США депортировало 249 человек, объявленных опасными для государства, на корабле «Буфорд». Эта высылка в США получила название «Советский ковчег». В 24 американских штатах были приняты законы о запрете использования красных флагов. В одном из лучших фильмов Чарли Чаплина «Новые времена» есть такая сцена. Грузовик везет длинный груз, который, как и положено по правилам, обозначен красным флажком. В какой-то момент флажок падает, и герой Чаплина подбирает его, чтобы вернуть водителю. За машущим красным флажком Бродягой немедленно образуется демонстрация рабочих. На них набрасываются полицейские, которые арестовывают героя Чаплина с криками: «Это их предводитель!» Чаплин почти не утрировал, введя в фильм эту сцену. Таковы были реалии Америки начала XX века.
Антикоммунистические настроения в американском обществе, насаждаемые властями, способствовали стремительному росту расизма и ксенофобии. Американцы видели врагов в иммигрантах, приехавших в США в поисках лучшей жизни, а также в чернокожих, добивавшихся расширения своих прав и улучшения условий труда. Одним из факторов бурного экономического роста в США был мощный приток рабочих рук из Европы. Но Первая мировая война свела поток переселенцев практически к нулю. Кроме того, из американской экономики были на время изъяты рабочие, призванные в армию в связи со вступлением США в войну. Промышленно развитый Север стал активно приглашать чернокожих рабочих с Юга. Те переезжали с удовольствием, поскольку условия труда на Севере и Юге были несопоставимы. Довольны были и работодатели: негры трудились за гроши и были готовы выходить на работу, когда их белые коллеги объявляли забастовки. Штрейкбрехеров не любят нигде и никогда, а в США эта проблема была осложнена еще и расовым вопросом.
В 1919 году стали возвращаться демобилизованные американские солдаты. Власти не задались вопросом о том, куда они будут возвращаться и как жить. Люди, прошедшие войну, вдруг обнаружили, что работы у них больше нет. Их места заняли чернокожие парни, и владельцам они обходятся дешевле.
Линчевание как традиция
Традиции линчевания в США к этому времени были очень богатыми. К примеру, в 1887 году в Луизиане около 10 тысяч работников сахарных плантаций потребовали повышения зарплаты. Причем среди недовольных рабочих были как черные, так и белые. Ответом на выступление рабочих стал погром, в ходе которого линчевали около 300 чернокожих рабочих.
Ситуация, сложившаяся в 1919 году, неминуемо шла к взрыву. Достаточно было лишь маленькой искры, чтобы заполыхал пожар.
10 мая 1919 года в Чарльстоне бунт подняли американские моряки. Из одной атаки на чернокожего родился настоящий погром. Жертвы не собирались умирать: афроамериканцы стали формировать собственные группы самообороны. Счет убитых и раненых пошел на десятки, а для того, чтобы восстановить порядок, потребовалось вводить военное положение.
Вспышка в Чарльстоне покатилась дальше. В мае 1919 года погромы и убийства произошли в Джорджии и Миссисипи, в июне — в штатах Коннектикут, Теннесси, Мэриленд.
В июле 1919 заполыхала вся страна: Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Новый Орлеан.
«Достаточно оказаться не в своем районе, чтобы ваши мозги вытекли на грязный тротуар»
Самыми кровавыми стали погромы и столкновения в Чикаго. 27 июля там возник инцидент на озере Мичиган. Молодой афроамериканец, купаясь, неосторожно заплыл в «зону для белых». Его немедленно атаковали ревнители расовой чистоты. Один из них бросил камень, угодив несчастному прямо в голову. Чернокожий парень погиб. Несмотря на то, что убийца особо не прятался, полиция отказалась его арестовывать. Но среди афроамериканцев оказались ветераны войны. Они потребовали объяснений у полицейского. Вместо ответа он применил силу. Уже спустя несколько часов Чикаго стал ареной сражений. Ударной силой расистов стали спортивные клубы, прежде всего — ирландские. Американские погромщики 1919 года не щадили никого. Тем не менее афроамериканцы сумели создать группы сопротивления.
Только в первой волне погромов были убиты 25 чернокожих и 15 белых, более 500 человек получили ранения.
Одна из газет Чикаго в эти дни писала: «Достаточно оказаться не в своем районе, чтобы ваши мозги вытекли на грязный тротуар». Чернокожую женщину с трехмесячным ребенком буквально растерзала толпа линчевателей. Мать изрезали ножами, а малышу разбили голову о телеграфный столб. Все это происходило на глазах полицейских, которые даже не попытались остановить убийство.
Когда город погрузился в дым от пожаров, в него наконец ввели 4000 солдат Национальной гвардии. Лишь после их вмешательства погромы в Чикаго пошли на спад.
Расправа над Уиллом Брауном
Но в разных городах США беспорядки продолжались. В конце августа 1919 года члены Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения отправили президенту США Вудро Вильсону телеграмму с вопросом: «Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения спрашивает у Вас: как долго Федеральное правительство при содействии Вашей администрации намеревается терпеть анархию в Соединенных Штатах?»
Обращение к Вильсону не очень помогло: погромы продолжались. В сентябре «взорвался» город Омаха, что в штате Небраска. Чернокожий Уилл Браун обвинялся в изнасиловании 19-летней белой девушки. Местная пресса писала, что негры постоянно совершают преступления против белых и пресечь это можно только самыми жесткими мерами. 28 сентября здание суда в Омахе, где рассматривалось дело Брауна, осадила толпа в 4000 человек, требовавшая выдать им подсудимого на суд Линча. Попытка полиции разогнать мятежников провалилась. В итоге после нескольких часов противоборства погромщики захватили Брауна и повесили его на телефонном столбе. В мертвое тело выпустили несколько сотен пуль, а затем его протащили по городу привязанным к автомобилю.
Погромщики настолько вошли во вкус, что захватили мэра города и решили повесить его «за сочувствие к черным». Каким-то чудом градоначальника удалось спасти. Лишь ввод в город на следующий день войсковых подразделений позволил остановить бесчинства.
Выводы есть. Но выводов нет
1 октября 1919 года в городе Элейне были убиты около двухсот чернокожих. Их обвиняли в социалистических настроениях, намерении создать профсоюз и… вырезать белых. В подтверждение этому суд еще и приговорил 12 местных афроамериканцев к смертной казни. Федеральные власти наконец вмешались. Расследование ФБР показало, что никакого заговора чернокожих в Омахе не было. Все приговоры были отменены Верховным судом.
Доктор Джордж Хайнес, представитель Департамента труда США, сделал доклад, согласно которому в стране произошло 38 отдельных бунтов только за период весны-лета 1919 года. Суду Линча подверглись 43 чернокожих, из которых 16 человек повесили, а остальных расстреляли. Общее же число жертв измерялось сотнями, если не тысячами.
Доклад доктора Хайнеса говорил о том, что сохранение суда Линча становится поводом для новых беспорядков: «Для подогретой алкоголем толпы постоянная безнаказанность судов Линча является молчаливым согласием правительства. При таком общественном мнении любой тривиальный инцидент может стать началом крупных беспорядков».
Несмотря на это, никаких принципиальных выводов из «Красного лета» 1919 года в США сделано не было. Политики и журналисты заявляли, что смуту среди чернокожих сеяли «большевики» и «анархисты». В вину афроамериканцам ставили даже то, что они сравнивают Соединенные Штаты с Советской Россией, где «прекратились суды Линча и в которой теперь существуют расовая терпимость и мир».
«Красное лето» 1919 года показало чернокожим американцам, что смирение не принесет им прав и свобод. Из событий 1919 года и первых отрядов самообороны берут свое начало радикальные группировки афроамериканцев, которые заявят о себе в полный голос спустя несколько десятилетий.