Козырной статус. Как Севастополь стал российским городом ещё 30 лет назад

Ещё в июне 1993-го севастопольцы доходчиво объяснили Киеву, чей город. © / Шадрин / РИА Новости

30 лет назад — в 1994 году — Севастополь на три недели стал российским городом. В ответ на это Киев упразднил пост президента Крыма и ввёл на полуостров войска. «Невежливые люди» захватили президентскую резиденцию и поставили блокпосты на всех дорогах.

   
   

«89% жителей Севастополя положительно ответили на вопрос о российском статусе города», — говорилось в обращении Севастопольского горсовета, отправленного президентам России и Украины. Авторы заявили о российском статусе города и потребовали восстановить историческую справедливость.

Но 15 сентября 1994 года Верховная рада отменила решение горсовета Севастополя, а затем Киев начал стремительно закручивать гайки в отношении всего Крыма.

Юридическая ошибка

Решение севастопольских депутатов объяснялось не только желанием жителей. «Если по поводу Крыма в целом можно вести какие-то дискуссии (хотя сейчас уже доказано, что его передача в состав УССР в 1954 году была проведена с нарушениями советского законодательства), то Севастополь никогда не был украинским даже формально, — рассказал «АиФ» замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Севастополь в СССР являлся отдельным субъектом, не относящимся к Крымской области, и при передаче полуострова они как будто забыли передать его Украине. Да это было и невозможно: передача города особого статуса не предусматривалась законодательством». 

Политолог Владимир Скачко, работавший в то время журналистом украинских изданий, называет 1994 год первой Крымской весной. С его слов, Крым начал дрейфовать в сторону России ещё до развала СССР, и к 1994-му этот процесс достиг апогея.

«20 января 1991 года в Крыму провели референдум, изменивший статус региона. Он вернул Крыму статус автономной республики, созданной по административно-территориальному принципу. Эту автономию признали в УССР, — рассказал Владимир Скачко «АиФ». — Крым тогда пошёл по пути медленного вычленения из состава Украины по двум направлениям: или вхождение в состав России, или создание независимой страны. Определиться с курсом там никак не могли из-за давления различных внешних сил и местных политиков. Они почувствовали себя политиками планетарного масштаба и перессорились между собой».

Кучма пошёл ва-банк

Первый и единственный президент Крымской автономной республики Юрий Мешков никогда не скрывал своей пророссийской позиции. А первый президент Украины Леонид Кравчук пытался противостоять этому различными обещаниями и попытками подкупа.

   
   

Его преемник Леонид Кучма мириться с такими настроениями не собирался и бил уже наотмашь. 15 сентября Верховная рада Украины под его давлением отменила решение горсовета Севастополя. Неделю спустя депутаты изменили Конституцию Украины, максимально ограничив права Крымской республики.

Когда отстранили Мешкова, им удалось через крымский парламент принять новую Конституцию республики.

«Ликвидировалась должность президента, а руководителем республики становился председатель Верховного совета Крыма с достаточно формальными полномочиями, которые он должен был делить с премьером местного правительства. Его назначал Киев», — уточнил Жарихин.

Чтобы подавить возможные волнения на полуострове в зародыше, Кучма решил действовать силой. «Под видом борьбы с криминалом Евгений Марчук и Леонид Деркач, возглавлявшие в то время силовые ведомства, ввели в Крым войска. Украинский спецназ захватил резиденцию президента, во­оружённые солдаты как в форме, так и без стояли на всех дорогах», — рассказал Скачко. Юрий Мешков был вынужден бежать в Россию. Возможность снова побывать в Крыму он получит лишь через 20 лет, когда полуостров вернётся в Россию.

«Плохой пример» для остальной Украины

Ликвидацией особого статуса Крыма Киев пытался окоротить другие регионы, требовавшие федерализации Украины.

«Крым с точки зрения киевских властей стал нехорошим примером для других областей страны, особенно восточных. Его особый статус наталкивал их на мысль, что Украина не унитарное государство, а федеративное. И что им тоже можно добиваться большей самостоятельности. Поэтому и шли всё время попытки ликвидировать автономию Крыма», — отметил Жарихин.

Не ограничившись силовым давлением, ликвидацией автономии и украинизацией образования, Киев решил разыграть в Крыму карту межнациональной розни, старательно стравливая крымских татар с русскоязычным населением.

«Крымско-татарское движение росло, формировалось и вооружалось при поддержке украинских властей, которые делали на них ставку в борьбе с жителями, желавшими войти в состав России», — объяснил Скачко, отметив, что и тут Киев просчитался.

«В Россию татары не хотели, так как рассчитывали, что Украина ослабеет и они получат либо крымско-татарскую автономию, либо вообще государственную независимость», — пояснил политолог.

«С самого момента обретения Украиной независимости духовность, культуру и образование там отдали на откуп, как они тогда назывались, национал-демократам под присмотром ЦРУ, МИ-6 и прочих подобных структур. В итоге они сначала переформатировали страну в „Украина — не Россия“, а затем в „Украина — анти-Россия“. В середине девяностых было невозможно найти организацию или движение, которые бы занимались „национально-культурным возрождением“ без финансовых вливаний из США, Франции, Германии и т. д. К 2014 году кадры, патологически ненавидевшие Россию, были готовы и взяли власть с помощью дураков с горящими шинами и дубинками. Вот так Крым и доковылял до второго майдана с переворотом, после чего вошёл в состав России по решению жителей», — рассказал Скачко.

Сегодня Киев пытается вернуть себе регион с помощью Запада, не гнушаясь обстрелами пляжей и терактами. Путь от решения Верховной рады до откровенного терроризма, с остановкой на водную и энергетическую блокады, занял 30 лет.