Конец «Мечты». Ан-225, который так символично обрекла Украина

Ан-225 «Мрия» на аэродроме в Гостомеле. © / Gleb Garanich / Reuters

Одним из самых громких событий первых недель специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР стала битва за аэродром Гостомель. Российские десантники заняли этот объект под Киевом, не дав себя выбить подразделениям ВСУ.

   
   

Разделка на металл

Ушли десантники оттуда только по приказу командования, в рамках кардинальной деэскалации военной активности в Киевской области, которая стала шагом навстречу властям Украины в рамках переговорного процесса.

В ходе боев за Гостомель украинская артиллерия, пытаясь нанести ущерб россиянам, нанесла удар по ангару, в котором находился самый большой грузовой самолет в мире Ан-225 «Мрия». В результате лайнер получил повреждения, после которых он уже не подлежал восстановлению.

Как сообщает издание «Страна.ua», обломки «Мрии» были отправлены на утилизацию. В доказательство этого была приведена видеозапись, на которой БТР с флагом Украины буксирует останки разрушенной «Мрии» из ангара. С уверенностью можно говорить — так не тащат то, что еще планируют восстанавливать.

Происходящее весьма символично. Власти Незалежной всегда демонстрировали Ан-225 в качестве примера национального достижения, хотя это было откровенной неправдой — к современной Украине самолет никакого отношения не имеет.

Большой проект великой страны

«Мрия» в переводе с украинского «Мечта». Летающая «Мечта» была чисто советским проектом, масштаб которого требовал подключения сил всей большой державы.

Решение о развертывании работ по строительству Ан-225 было принято Политбюро ЦК КПСС в 1985 году. Новый самолет строился для решения узкой задачи — транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран». «Мрия» должна была возить космический самолет, установленный на нее сверху.

   
   

Строить Ан-225 решили на базе «старшего брата» — тяжелого грузового самолета Ан-124 «Руслан». Благодаря этому «Мрия» получила возможность возить габаритные грузы не только снаружи, но и внутри грузового отсека.

На строительство Ан-225 были мобилизованы силы предприятий со всего Советского Союза. Узлы и детали самолета делали в Ульяновске, части крыльев — в Ташкенте, пилотажное оборудование — в Москве, шасси — в Горьком, двигатели построили в Запорожье, а сборку и все последующие работы проводили в Киеве.

Памперсы вместо космоса

Первый свой полет Ан-225 совершил 21 декабря 1988 года. Но к тому времени, когда «Мрия» была готова, программу «Буран» уже начали сворачивать. Ан-225 успел свозить «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года, совершить несколько показательных полетов на Байконуре в апреле 1991 года, и все. Вскоре Советский Союз исчез вместе со своей амбициозной космической программой.

Самолет, так и не исполнивший своего предназначения, достался Украине просто потому, что базировался на аэродроме КБ Антонова под Киевом.

Новая Украина не знала, что ей делать с гигантом с максимальной взлетной массой в 640 тонн и размахом крыльев 88,4 метра. Единственный построенный экземпляр Ан-225 с 1994 года вообще перестал летать, с него сняли двигатели, и казалось, самолет вот-вот пойдет на металлолом. Но в начале 2000-х на Украине решили, что «Мрию» можно использовать в коммерческих целях. Получив лицензию в 2001 году, Ан-225 начал выполнять заказы по доставке сверхтяжелых и габаритных грузов.

То есть самолет, построенный в СССР ради космоса, превратился в банальный грузовик, перевозящий все подряд, начиная с памперсов и туалетной бумаги и заканчивая одноразовыми масками.

Все на продажу!

А украинские политики взяли за правило гордиться самолетом, к которому они никакого отношения не имели.

Сейчас это забавно звучит, но в самом начале 2010-х в КБ Антонова рассчитывали достроить второй Ан-225, остов которого лежал бесхозным с советских времен, при помощи... Минобороны РФ. Однако там справедливо рассудили, что особого смысла в такой постройке нет.

Летом 2016 года прошла информация о том, что всю документацию по Ан-225 украинцы продали китайской компании China Airspace. В обмен на предприятии «Антонов» надеялись получить деньги на достройку второй «Мрии», а также контракты на производство еще нескольких самолетов-гигантов.

Но то ли украино-китайскому партнерству помешали американцы, то ли китайцев изначально интересовали только проектные бумаги, но тема заглохла.

Рожденные разрушать созидать не могут

Став президентом, Владимир Зеленский тоже поднимал вопрос строительства второй «Мрии». Снова об этом он заговорил в мае 2022 года.

«В этом случае это вопрос не денег, это вопрос амбиций. К нам обращался “Укроборонпром”, коллектив “Антонова”. Это вопрос имиджа нашего государства и всех погибших отличных профессиональных летчиков», — приводит слова Зеленского агентство «Интерфакс- Украина».

Тут даже не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать. Дело не только в том, что проект оценивается в 3-4 млрд долларов. Непонятно, как страна, убившая собственный авиапром, доставшийся в наследие от СССР, собирается строить то, что даже в советские годы создавалось только в рамках кооперации республик?

А главное, зачем? В СССР Ан-225 строили под проект многоразового космического корабля. Зачем «Мрия» современной Украине? Летать за новой партией соли, внезапно исчезнувшей на Украине? Или исключительно для красования на ее фоне политиков?

В гибели и утилизации «Мрии» есть большой символизм. Независимая Украина, получив в наследство советскую «Мечту», не в состоянии ее воспроизвести, зато у нее прекрасно получилось ее разрушить.