6 июня 1957 года в Москве открылся удивительный магазин под названием «Детский мир». Его строительство и задумывалось как подарок всем детям Советского Союза. Автором проекта стал известный архитектор Алексей Душкин. По его проектам были построены высотное здание на площади Красных ворот (одна из семи сталинских высоток), здания железнодорожных вокзалов в ряде городов, станции метро «Площадь революции», «Маяковская» и «Кропоткинская».
Благодаря фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям, масштабным четырехэтажным аркам и большим площадям здание «Детского мира» стало не только самым большим детским магазином в СССР, но и первым отечественным универмагом мирового уровня.
Другой, но тоже детский
Здание это появилось на месте Лубянского пассажа, снесенного в 1953 году. А сам пассаж был построен в квартале между Театральным проездом, Лубянской площадью, Пушечной и Рождественкой — в старом торговом месте Москвы. «Детский мир» строили с частичным использованием старого фундамента, оставшегося от Лубянского пассажа. Строительство грандиозного детского универмага в тяжелые послевоенные годы отнюдь не было случайным. Детям действительно старались дать лучшее и в трудные времена. Но самое интересное, что магазин с названием «Детский мир» в Москве уже был, и открылся он на десять лет раньше, в сентябре 1947 года. Он занимал часть здания в самом начале улицы Кирова (ныне Мясницкой), там, где сейчас находится магазин «Библио-Глобус». Тогда тот детский магазин считался филиалом Центрального универмага.
«Без излишеств!»
Старый «Детский мир» пользовался большой популярностью у покупателей, но площадь торгового зала была слишком мала. Специально для него решили построить целое здание. Правда, сначала планировали ограничиться реконструкцией Лубянского пассажа, но потом снесли старый пассаж и на его месте начали строить совершенно новое здание. В итоге возвели семиэтажное строение с двумя подземными этажами и чердачными помещениями общей площадью более 55 тыс. кв. метров.
«Детский мир» стал первым торговым зданием в СССР, где были установлены эскалаторы. Дневной свет в помещения проходил через огромные застекленные арки. А вечером волшебный свет из этих окон-арок приглашал детей и взрослых в мир чудес и сказок. В наружной отделке здания использовали гранит, керамические блоки, во внутренней — мрамор, бронзу, ценные породы дерева. В центре находился огромный двухъярусный зал. Его свод на уровне четвертого этажа был изготовлен из армированного стекла и украшен витражами. В первоначальный проект были заложены мозаичные панно работы Павла Корина, но от них пришлось отказаться. Именно в то время Никита Хрущёв начал непримиримую борьбу с архитектурными «излишествами». Когда он ознакомился с чертежами, то заявил, что универмаг «очень расточительно спроектирован».
Летом 1957 года в Москве должен был состояться Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранными гостями, власти не решились радикально избавиться от всех «архитектурных излишеств». Да и подарок советским детям без них выглядел бы бедновато. Стремление закончить строительство здания к открытию молодежного форума сказалось на качестве. Так, например, случалось, что использовали разносортный кирпич, неправильно укладывали плиты. Но это стало известно через много лет при реконструкции.
Главным местом «Детского мира» был постамент центрального отдела игрушек. Сначала там стоял терем-часы с разными зверушками, потом его место занял добрый доктор Айболит в окружении милых обезьянок, которые время от времени совершали головокружительные прыжки. Случалось, дети и взрослые надолго застывали перед разворачивающимся на их глазах сказочным действом, забывая о покупках.
Железная дорога за ползарплаты
В «Детском мире» было все, о чем только мог мечтать тогдашний ребенок. Например, игрушечная железная дорога производства ГДР. За это чудо, в зависимости от комплектации, нужно было выложить от 100 до 350 рублей. Притом что средняя зарплата в стране составляла тогда 750 рублей. После хрущевской денежной реформы эта прекрасная игрушка стала стоить в десять раз меньше, но и зарплаты родителей после деноминации уменьшились во столько же раз.
Едва ли не каждый малыш мужского пола в СССР хотел иметь и другую игрушку, выпускавшуюся с 1950-х годов три десятка лет. Называлась она «Конь педальный» (официальное название) и представляла собой трехколесную конструкцию в виде беговых дрожек с запряженной в них лошадью. Стоила игрушка порядка 30 рублей. Двигалось это устройство с помощью педалей, а вот руль отсутствовал, управлять приходилось уздечкой. Это было неудобно, отсюда и появилось известное выражение «Конь педальный».
Большой популярностью пользовались всевозможные игрушки-конструкторы из металла и пластмассы — от самых простых до сложных. Стоили они куда меньше, а отличались друг от друга количеством деталей и тем, что из них можно было собрать. В зависимости от этого колебалась и их стоимость, но, как правило, она не превышала нескольких рублей.
Сабля на лифчике и дефицитные джинсы
Маленькие пупсики, которых можно было купать, стоили от 20 до 80 копеек. За пластмассовую куклу в платье с резиновой головой родителям приходилось отдавать не менее 2 рублей, а за шагающую с закрывающимися глазами — раза в три больше. Детская обувь стоила в среднем от 2 до 6 рублей, пальто — примерно 25. За отечественную детскую коляску нужно было заплатить 27 рублей, а за импортную немецкую — 50.
На прилавках «Детского мира» регулярно появлялись разнообразные новинки. Именно там впервые в стране появились детские колготки, заменившие традиционные чулки, которые удерживались при помощи детского лифчика с резинками. Причем носили их не только маленькие девочки, но и мальчики. А наиболее «крутые карапузы» прикрепляли к этим лифчикам игрушечную саблю.
Случалось, для выполнения плана в «Детский мир» завозили остродефицитные и вовсе не детские товары. При счастливом стечении обстоятельств там даже можно было купить фирменные мужские итальянские джинсы за 60 рублей.