Колесо истории. Чем известен Гиппократ?

Гиппократ. © / www.globallookpress.com

На всех статуях и картинах Гиппократ предстаёт человеком с нахмуренным лбом, напряжённо размышляющим о том, как излечить пациента. Интернет пестрит советами по питанию якобы от Гиппократа, когда, потребляя сырые продукты или сев на диету из предположительно любимого им растения кресса водяного, можно исцелиться от всех болезней.

   
   

Наиболее известный медицинский трактат, связанный с именем этого человека, – знаменитая клятва Гиппократа, которую дают будущие медики, соглашаясь следовать этическим стандартам своей профессии. Как она гласит, врач обязан не допускать абортов и эвтаназии, не имеет права разглашать секреты пациента, а также должен воздерживаться «от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными или рабами».

На самом деле не только клятва Гиппократа, но и ещё около 60 трудов по медицине, вошедших в так называемый «Корпус Гиппократа», не имеют авторства. Все они написаны в течение многих веков на различных диалектах греческого языка и содержат самые разные идеи относительно как человеческого организма, так и методов лечения.

Фото: www.globallookpress.com

Кто вы, доктор Гиппократ?

Философ Платон даёт лишь приблизительные сведения о реальной личности Гиппократа, хотя в Древнем мире его имя было достаточно известно. По сведениям Платона, родина Гиппократа – остров Кос, расположенный около побережья нынешней Турции. Ещё известно, что он преподавал медицину за деньги. Гиппократ называл себя «асклепиадом» (одним из тех, кто считался потомком бога медицины Асклепия) или «целителем», однако до сих пор неизвестно, каких убеждений он придерживался в отношении процесса лечения.

Всё остальное – чистой воды домыслы; даже достоверные данные о его жизни отсутствуют. Согласно Платону, знаменитый врач жил примерно в 430 гг. до н. э., но более точные даты рождения являются лишь плодом воображения.

Как создаются легенды

Гиппократ является ярчайшим примером желания человечества создавать легенды и назначать отцов‑основателей. Для создания личности, а позже и всей биографии Гиппократа были скомпилированы отрывочные сведения из дошедших до нас древнегреческих медицинских трактатов. Исследователи рисовали его генеалогическое древо и бездоказательно дискутировали о его образовании и характере.

Таким образом, в современном представлении Гиппократ получился заботливым и внимательным человеком просто потому, что в некоторых источниках упоминается о внимательном отношении к пациенту. Или, основываясь на том, что в известном трактате «О священной болезни» говорится, будто бы «эпилептические припадки происходят не по воле Бога, а по причине дисбаланса слизи в организме», мы делаем вывод, что Гиппократ отрицал всё мистическое. Да и вообще, исходя из положений клятвы, приписываем ему высокие моральные принципы.

   
   
Гиппократ спасает Афины от чумы. Фото: www.globallookpress.com

Кстати, большинство пунктов этой самой клятвы вообще не касаются лечения пациентов. Вместо этого в ней много говорится о бесплатном обучении врачами сыновей своих коллег и заботе о своих старых учителях.

Даже самые известные строки об эвтаназии и абортах не столь однозначны, как нам кажется. Фактически в клятве Гиппократа отсутствует чёткий запрет на эвтаназию в её современной интерпретации как возможности прекращения страданий неизлечимых больных. Во‑первых, само слово «эвтаназия» происходит из греческого языка и означает «хорошая смерть». Однако в Древней Греции под «хорошей смертью» подразумевалась гибель молодого человека в расцвете сил на поле боя. Клятва же предполагает лишь необходимость осуществления врачебного контроля над смертельно опасными препаратами, чтобы они не попали в руки тех, кто может использовать их со злым умыслом.

Что касается абортов, формулировку «я не дам абортивного пессария» также можно понимать двояко: глагол «дать» подразумевает как передачу лекарства (опять же с потенциальной возможностью использовать его «не в благих целях»), так и введение его непосредственно врачом.

Если говорить о запрете интимных отношений с пациентами, есть предположение, что клятва не является стандартным документом древней медицины, а состоит из положений, написанных для частных случаев. Предположительно речь идёт о тех эпизодах, в результате которых пациенты полностью теряли доверие к тем, кто обещал их вылечить.

Объединение этих совершенно разных древних документов и связь их с именем Гиппократа стали обычным явлением спустя несколько веков после его смерти. Зачем? Может быть, нам легче видеть одного человека вместо безликого сонма теней у истоков медицины и медицинской этики, да не просто живую личность, а идеализированный образ совершенного доктора, более знающего и внимательного, чем любой из ныне живущих врачей, а ещё и клятву, которая отличается исключительной универсальностью. Так, может, уже пора оставить тени прошлого прошлому?