Казус-1991. Снос памятника Дзержинскому был и остается незаконным?

Демонтаж памятника Ф.Э. Дзержинскому. © / Игорь Михалев / РИА Новости

Тема возвращения памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в последнее время обсуждается достаточно активно. Монумент политику, чья личность вызывает споры в обществе, был снесен без малого тридцать лет тому назад.

   
   

Обращение в прокуратуру

И только сейчас был поднят вопрос: а на каком, собственно, основании демонтировали памятник?

Первое, что приходит на ум, — по воле революционных масс. Но фактически никакой революции в 1991 году в нашей стране не произошло, а демонтаж памятника Дзержинскому проводился с ведома тогдашних столичных властей. Которые, весьма вероятно, не удосужились оформить данное мероприятие в рамках закона.

Как сообщает РИА Новости, организация «Офицеры России» направила обращение генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой дать оценку переноса в 1991 году памятника Феликсу Дзержинскому с Лубянской площади в Москве и принять меры для возвращения монумента обратно.

«“Офицеры России” просят провести проверку законности переноса памятника Дзержинскому с Лубянской площади Москвы, обоснованность изменения его статуса с памятника федерального значения на памятник регионального значения, а также дать указанным событиям правовую оценку и принять меры прокурорского реагирования для восстановления законности путем возвращения незаконно демонтированного памятника Ф. Э. Дзержинскому на Лубянскую площадь Москвы», — говорится в заявлении организации.

Памятник работы скульптора Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова на площади Дзержинского был установлен в декабре 1958 года. 22 августа 1991 года после поражения ГКЧП статую сняли с пьедестала и отвезли на пустырь, откуда она впоследствии перекочевала в парк искусств «Музеон».

Самоуправство Гавриила Харитоновича

Операция по демонтажу памятника осуществлялась на основании Постановления мэра Москвы Гавриила Попова «О демонтаже памятника Ф. Э. Дзержинскому». Вот только градоначальник не учел, что права на это не имел.

   
   

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327, монумент работы Евгения Вучетича поставлен на государственную охрану в качестве «памятника искусства, подлежащего охране как памятник государственного значения». В декабре 1978 года в РСФСР был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Статья 41 этого документа гласила, что «снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР — в отношении памятников общесоюзного значения, Совета Министров РСФСР — в отношении памятников республиканского и местного значения».

Таким образом, Попов, подписав документ о демонтаже, совершил деяние, предусмотренное статьей 171 УК РСФСР «Превышение власти или служебных полномочий».

О правовой коллизии заговорили уже осенью 1991 года, и Президиум Моссовета издал постановление «О сохранении, переносе в запасники и размещении в специальной экспозиции мемориальных сооружений политико-идеологической тематики советского периода». И снова мимо — данный документ тоже нарушал закон 1978 года, что даже в ситуации осени 1991-го оставалось с юридической точки зрения противоправными действиями.

Понижение задним числом

Что касается рядовых участников сноса, то их деяния подпадают под статьи 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей», и 243.1 УК РФ «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия».

Объявить не представляющей ценности работу Героя Социалистического Труда, Народного художника СССР, лауреата пяти Сталинских и одной Ленинской премии Евгения Вучетича, автора монументов «Воин-освободитель» в Берлине и «Родина-мать зовет» в Сталинграде, никто не решился даже после того, как памятник демонтировали. А уголовная статья над участниками событий 22 августа 1991 года продолжала висеть.

Поэтому памятник Дзержинскому стали тихо и незаметно понижать в статусе.

5 мая 1997 года указом Президента РФ Бориса Ельцина памятник Дзержинскому был исключен из числа памятников истории и культуры федерального значения и рекомендован к отнесению к категории памятников местного значения. 11 ноября 1997 года Постановлением Правительства города Москвы ему был присвоен статус памятника истории местного значения.

23 января 2007 года Постановлением Правительства г. Москвы памятнику присвоен статус памятника культурного наследия регионального значения.

Восстановление законности?

Любопытно, что все эти документы подтверждают главное — статуя в «Музеоне» остается не бесхозным куском металла, а памятником, имеющим важное значение для отечественной культуры и истории. Монумент объединяет в себе память и о Феликсе Дзержинском, человеке, помимо борьбы со шпионажем, бандитизмом и контрреволюцией, спасшем и вернувшем к нормальной жизни миллионы беспризорников, внесшем огромный вклад в восстановление экономики страны после Гражданской войны, и о Евгении Вучетиче, великом скульпторе, имя которого известно всему миру.

Легализуют ли документы, принятые в 1997-2007 годах, демонтаж памятника Дзержинскому? Это представляется как минимум сомнительным. Именно поэтому сторонники возвращения «железного Феликса» на Лубянскую площадь обратились в Генпрокуратуру с просьбой подтвердить или опровергнуть правомерность всей действий, которые производились с памятником начиная с 22 августа 1991 года.

Памятник Феликсу Дзержинскому в парке «Музеон». 1994 г. Фото: РИА Новости/ Юрий Заритовский

Если постановление мэра Попова будет признано незаконным, то никаких препятствий к восстановлению монумента на прежнем месте не останется. Более того, с юридической точки зрения возвращение памятника Дзержинскому на свое историческое место станет единственно возможным способом устранения нарушений.

«В чем проблема с Дзержинским?»

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев в беседе с Федеральным агентством новостей сказал: «Я был в органах ФСБ, в полиции — там везде висят портреты Дзержинского, человека, умеющего наводить порядок. Даже силовые структуры, которые работают, казалось бы, вдалеке от того времени, исповедуют порядок, который ввел Дзержинский, причем ввел в короткий срок. Памятник ему, безусловно, нужно вернуть».

Глава Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич полагает, что памятник Дзержинскому должен вернуться на Лубянку уже в 2021 году. «Причем все сходятся во мнении, что он был снесен, как говорится, без суда и следствия — в худших традициях Украины или американских протестов, когда государство фактически капитулирует перед натиском агрессивной толпы, — сказал Малькевич ФАН. — В чем проблема с Дзержинским? Дзержинский столько всего сделал для восстановления хозяйства на железных дорогах, борьбы с беспризорностью. Он организатор российских органов безопасности. До сих пор это одна из самых эффективных спецслужб в мире, а в течение десятилетий, наверное, была самой эффективной. Этот человек заложил фундамент в строительство безопасности нашей страны».

Различные опросы, касающиеся судьбы памятника, свидетельствуют, что число сторонников восстановления памятника почти вдвое превосходит число противников. Решение, разумеется, еще не принято. Но есть ощущение, что никаких юридических препятствий для возвращения Феликса Эдмундовича нет.