Кавказский Талейран. Легендарный Шамиль был не фанатиком, а прагматиком

Фотопортрет Шамиля работы Г. Деньера, 1859 год. © / Public Domain

В августе 1859 года на горном плато в Дагестане разыгрывался последний крупный акт исторической драмы под названием Кавказская война. Горстка сторонников и один аул — вот и все, что к тому времени осталось у имама Шамиля от некогда большого государства.

   
   

Али, он же Шамиль

О происхождении Шамиля до сих пор идут споры. Более-менее достоверно известно, что назвали его в честь деда — Али. Когда мальчик тяжело заболел, родители, согласно местной традиции, дали ему новое имя — Шамиль, в честь дяди. Ребенок действительно выздоровел.

Его первым наставником стал друг детства Гази-Мухаммад, богослов, проповедовавший законы шариата и призывавший к «священной войне» с неверными. Именно Гази-Мухаммад, провозглашенный первым имамом Дагестана, объявил газзават (священную войну) Российской империи. Настолько, насколько это было возможно в условиях Северного Кавказа, Гази-Мухаммад проповедовал «мюридизм», с точки зрения религии представлявший из себя одно из направлений суфизма. Однако часто мюридизм понимают шире — как не только религиозное течение, но и национальное движение горцев за самоопределение.

В 1832 году Гази-Мухаммад погиб в стычке с русскими войсками. Двумя годами позже имамом Дагестана стал Шамиль.

«Я употреблял против горцев жестокие меры»

Портрет Шамиля, который рисовали в годы его расцвета на Западе, не совсем совпадает с реальностью.

Это был смелый, решительный человек, наделенный талантами как полководца, так и государственного деятеля. Но одновременно это был трезвый прагматик, готовый на политические маневры, уступки и даже отход от собственных принципов ради достижения поставленной цели. Ему удалось создать Северо-Кавказский имамат — государство, которое в лучшие свои годы занимало значительную территорию Северного Кавказа, в первую очередь Дагестана и Чечни. 

Однако стабильным это образование никогда не было. Горцы, поначалу видевшие в нем защиту от власти русского царя, отведав власти Шамиля, предпочитали вернуться под руку императора. Режим Шамиля был не просто жестким, а жестоким. Имам часто пенял на жестокость генерала Ермолова, не церемонившегося с горцами. Но правда в том, что воины Шамиля карательных экспедиций в отношении непокорных совершили, пожалуй, больше, чем русские.

   
   

«Я употреблял против горцев жестокие меры, много людей убито по моему приказанию. Бил я и шатоевцев, и андийцев, и тадбуртинцев, и их бил не за преданность русским (вы знаете, что тогда они её ещё не выказывали), а за их скверную натуру, склонность к грабительству и разбоям. Правду ли я говорю, вы можете убедиться теперь сами, потому что и вы их будете теперь бить за все ту же склонность, которую трудно оставить», — рассказывал сам Шамиль, пребывая на правах почетного пленника в Калуге.

Наместники Шамиля — наибы — злоупотребляли властью. Как сказали бы сегодня, они погрязли в коррупции. При этом жалобщики, приходившие к имаму, не могли добиться отстранения «коррупционеров».

«Смею надеяться на милость Вашего Превосходительства»

К 1850 годам горцы устали от Шамиля. Растянувшаяся на многие годы война утомила даже самых воинственных. К тому же в исполнении лидера она была не такой уж священной.

В 1839 году Шамиль, зажатый русскими войсками в горном ауле Ахульго, согласился подчиниться императору. Командовавший русским отрядом генерал-лейтенант Граббе, отлично знавший, что полагаться только лишь слова не стоит, потребовал в подтверждение преданности передать своего старшего сына на правах аманата, то есть заложника.

Шамиль согласился на это.

«Я вступил в подданство Его Императорского Величества, отдал Вам в залог верности любимого моего сына, которого никому не отдавал; и так смею надеяться на милость Вашего Превосходительства. Отказ Ваш будет убийствен для меня», — так писал имам генералу Граббе.

Судьба Джамалуддина Шамиля была трагичной. Переданный русскому императору в возрасте 9 лет, он был воспитан в Петербурге, стал русским офицером, влюбился в русскую девушку, но в 1855 году был возвращен отцу в обмен на захваченных Шамилем заложников. 25-летний молодой человек не смог измениться еще раз. Он убеждал отца в необходимости помириться с Петербургом и прекратить войну. В конце концов, он попал в опалу и умер от чахотки в возрасте 29 лет – всего за год до того, как отец сдался русским.

Выбор в Гунибе

После окончания Крымской войны Петербург решил раз и навсегда решить «проблему Шамиля». Территория, которую еще контролировали сторонники имама, была взята в окружение 200-тысячной группировкой русских войск. Среди тех, кто вел охоту на Шамиля, были присягнувшие России горцы, имевшие зуб на имама за поборы и многочисленные карательные экспедиции. В апреле 1859 года была взята главная резиденция Шамиля — чеченский аул Ведено. Имам вместе с остатками сил ушел в Дагестан, в Гуниб.

Осада аула Ведено. 1859 г.  Public Domain

Всякий раз, когда он оказывался в тяжелом положении, Шамиль действовал одним и тем же образом — пускался в длительные переговоры, рассчитывая, что ситуация изменится в его пользу. Но в Гунибе надежд не оставалось никаких — 400 бойцами Шамиля противостояла 16-тысячная группировка отлично подготовленных солдат и офицеров.

9 августа 1859 года генерал-адъютант Александр Барятинский приказал передать Шамилю предложение о сдаче в плен. На него последовал отказ. Барятинский, понимая, что имам рассчитывает дождаться холодов, которые сделают невозможным продолжение осады, отдал приказ готовиться к штурму. На рассвете 25 августа штурмовая группа Апшеронского полка закрепилась на плато. Сбросить русских с захваченного плацдарма мюридам не удалось. По сути, это уже означало поражение. На плато Гуниб началось сосредоточение русских отрядов. 

Пока на подступах к аулу шло сражение, в котором погибали десятки сторонников Шамиля, сам он решал извечный русский вопрос «Что делать?». Можно было с оружием в руках умереть в Гунибе, став навечно легендой — этого очень хотели окружавшие Шамиля мюриды. А можно было сдаться в плен, понадеявшись, что русские будут верны своему слову и не превратят имама в экспонат, возимый в клетке.

Около 4 часов дня Шамиль на коне выехал из своего укрытия и вскоре, оставив верных телохранителей, предстал перед генералом Барятинским. Свой главный выбор он сделал.

«Имам Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским, 25 августа 1859 года», картина А. Д. Кившенко, 1880 год. Public Domain

Калужский меломан с пенсионом в 10 000 рублей

В сентябре 1859 года Шамиля принял император Александр II. Местом почетного плена ему была определена Калуга. Специально для него и членов его семьи был выделен дом. Император назначил Шамилю денежное содержание в размере 10 000 рублей серебром в год, что примерно равнялось шести генеральским пенсиям.

С разрешения императора Шамиль с членами семьи совершал поездки в различные города. Известно, что в Москве он даже встречался с генералом Ермоловым.

Как уже говорилось, в молодости Шамиль получил хорошее образование. В Калуге он с интересом читал книги и прессу, которую переводили специально для него. Сюрпризом стало то, что он стал заядлым меломаном. Для человека, который вводил в имамате строжайший запрет на музыку, это выглядело как минимум странным.

Шамиль объяснил это так: «Музыка так приятна для человека, что и самый усердный мусульманин, который легко и охотно исполняет все веления пророка, может не устоять против музыки; поэтому я и запретил ее, опасаясь, чтобы мои воины не променяли музыки, которую они слушали в горах и лесах во время сражений, на ту, которая раздается дома, подле женщин».

Однажды штабс-капитан Руновский, выполнявший при Шамиле обязанности как надзирателя, так и помощника, поинтересовался, сможет ли кто-то на Кавказе продолжить его дело. «Теперь Кавказ в Калуге», — усмехнулся Шамиль. Он был прав — ничего подобного тому, что происходило при нем, на Кавказе больше не было. Сам факт того, что легенда сопротивления теперь слушает музыку в Калуге и посещает театры в Петербурге, разносил в клочья все идеологические построения сторонников продолжения газзавата.

«Это значит предвидеть»

26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи принёс присягу на верноподданство России. В том же году Шамиль был гостем на свадьбе цесаревича Александра. В 1868 году ему разрешили переехать в Киев, поскольку климат Калуги плохо сказывался на здоровье немолодого уже человека. В 1869 году Александр II разрешил Шамилю отправиться в паломничество в Мекку. В этой длительной поездке здоровье его окончательно ухудшилось. Шамиль умер в Медине в феврале 1871 года.

Сыновья Шамиля к присяге, данной России, отнеслись по-разному. Гази-Мухаммад, получив разрешение на поездку за рубеж, чтобы позаботиться о семье умершего отца, поступил на службу в турецкую армию. Из этого предательства ничего хорошего не получилось. Чин турецкого генерала не сделал Гази-Мухаммада выдающимся полководцем, а затеянное им во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов восстание на Северном Кавказе закончилось провалом. Разочарованный султан отстранил его от службы и отправил в ссылку в Медину.

Мухаммад-Шапи, напротив, остался верен русскому императору, дослужился до чина генерал-майора, был награжден орденами, и после выхода в отставку жил в Казани, окруженный почетом и уважением.

Так был ли сам Шамиль предателем? И кого он чаще предавал — единомышленников или русского императора, которому неоднократно клялся в верности? Думается, что девизом жизни это человека могли бы стать слова, произнесенные в известном советском фильме героем Валентина Гафта: «Неподкупная моя, вовремя предать — это не предать. Это предвидеть!». Оригинал это изречения — «Предательство — это вопрос даты. Вовремя предать — это значит предвидеть» — принадлежит Шарлю Морису де Талейрану-Перигору, занимавшему пост министра иностранных дел Франции при трех режимах.