«Наша независимость добыта кровью жителей Литвы»
Бывший председатель Верховного Совета Литовской Республики и председатель Сейма Литовской Республики Витаутас Ландсбергис поставил под сомнение легитимность существования Российской Федерации.
Заявление литовского политика стало ответом на новость о намерении Генпрокуратуры РФ проверить законность признания независимости прибалтийских республик от СССР в 1991 году.
«Они вновь пытаются нас спровоцировать на какой-то спор. Наши политики, члены Сейма могли бы обратиться в литовскую прокуратуру с запросом о законности России. Поскольку Россия, скорее всего, незаконна — она свергла царя, убила его с детьми, так какое же это государство?» — приводит слова Ландсбергиса Delfi.
Ранее глава МИД Литвы Линас Линкявичус назвал намерение Гепрокуратуры РФ «провокацией». А президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «наша независимость была добыта кровью жителей Литвы».
Насчёт крови госпожа Грибаускайте не ошиблась. И Витаутас Ландсбергис к этой крови имеет самое прямое отношение.
Музыковед идёт в политику
Музыковед и искусствовед, профессор Вильнюсской консерватории и лауреат Государственной премии Литовской ССР, Витаутас Ландсбергис начал свою политическую карьеру в 1988 году как член инициативной группы «Саюдиса» — литовского движения, объявившего своей целью выход Литвы из состава СССР.
В 1989 году Ландсбергис был избран народным депутатом СССР и участвовал в работе Съезда народных депутатов СССР.
В марте 1990 года Ландсбергис был инициатором принятия Декларации о восстановлении независимости Литвы, а такжe был избран председателем Верховного Совета Литвы.
Война имени Ландсбергиса
Риторика Ландсбергиса в тот период была откровенно подстрекательской. Своего пика она достигла в январе 1991 года, когда в ответ на попытку союзных властей восстановить в республике конституционный порядок Ландсбергис в своём выступлении по литовскому телевидению заявил: «Мы находимся в состоянии войны с Советским Союзом».
Части Вооружённых сил СССР и спецподразделения КГБ СССР 11–13 января 1991 года предприняли операцию по взятию под контроль ключевых объектов в Вильнюсе.
При штурме вильнюсской телебашни погибли 13 человек и свыше 100 получили ранения. Среди погибших оказались гражданские лица и офицер группы специального назначения «Альфа».
Впоследствии в независимой Литве всю вину за гибель людей возложили на советских военных. По сей день власти республики ведут охоту на бывших офицеров группы «Альфа».
Снайперы в деле
За альтернативную версию событий января 1991 года нынешние литовские власти отправляют людей в тюрьму. Согласно этой версии, гибель людей на совести снайперов, ведших огонь как по военным, так и по гражданским лицам, собравшимся у телебашни.
Бывший начальник Департамента охраны края Литвы Буткявичус в 2000 году в интервью литовскому еженедельнику «Обзор» заявлял, что в январе 1991 года им и Ландсбергисом подготавливались провокации, они организовывали мирных жителей идти против войск для того, чтобы оплатить свободу Литвы «малой кровью».
Опубликованные данные судмедэкспертизы 1991 года свидетельствуют о том, что многие смертельные ранения у погибших прошли по траектории сверху-вниз, а значит, стреляли сверху, где не было советских военных. Эти данные подтверждают сведения об огне снайперов. Этот приём впоследствии применялся во многих гражданских конфликтах. Напомним, что именно от снайперского огня погибли многие украинские милиционеры и участники «Евромайдана» в феврале 2014 года.
Защитник коллаборационистов
Избежав ответственности за деяния 1991 года, Ландсбергис продолжил свою политическую деятельность в независимой Литве. Так, он отметился инициативами по легитимизации так называемого «временного правительства Литвы» Юозаса Амбразявичуса — коллаборационистской структуры, сформированной 23 июня 1941 года и активно сотрудничавшей с гитлеровцами. Инициатива Ландсбергиса вызвала скандал даже в привычной ко всему Литве, поскольку известно, что «правительство» Амбразявичуса организовало в республике широкомасштабные этнические чистки евреев ещё до прихода немецких войск.
Также по инициативе Ландсбергиса был принят закон о компенсации ущерба, нанесённого Литве в результате «советской оккупации». Требования материальной компенсации от России испортили и без того непростые российско-литовские отношения.
Госсовет, которого нет
Намерение Генпрокуратуры РФ проверить законность признания независимости прибалтийских республик от СССР, вызвавшее недовольство Ландсбергиса и других литовских политиков, имеет под собой серьёзные основания.
В сентябре 1991 года признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии было оформлено решением Госсовета СССР — структуры, в которую входили президент СССР и 10 президентов союзных республик. Существование подобного органа, сформированного 5 сентября 1991 года в качестве временной структуры государственного управления, не было предусмотрено Конституцией СССР. Принятые им решения по признанию независимости Прибалтики вступали в противоречия с существовавшими на тот момент нормами советского законодательства.
В России всё легитимно
Что касается попыток Ландсбергиса обвинить Россию в нелегитимности, то они абсурдны.
Несмотря на распространённую формулировку «свержение монархии», отказ Николая II от престола был добровольным актом отречения. Этот шаг был сделан ввиду сложившихся обстоятельств, однако никто в этот момент не угрожал монарху оружием и не оказывал на него физического давления. Равным образом добровольным был и отказ от престола брата Николая, Михаила Романова, в пользу которого и было оформлено отречение.
Что же касается расстрела в доме Ипатьева, то не следует забывать, что на момент данных событий речь шла не о действующем главе государства, а о гражданине Николае Романове с семьёй. И как бы ни относиться к расстрелу семьи Романовых, эта история к вопросу легитимности Российского государства вообще не имеет никакого отношения.
Так что попытка Витаутаса Ландсбергиса оппонировать Генпрокуратуре РФ вышла крайне неудачной.