Извините, мутантов нет. Пять мифов о катастрофе на Чернобыльской АЭС

Дезактивационные работы по снижению уровней радиоактивного загрязнения в 30-ти километровой зоне после аварии на Чернобыльской АЭС. © / Фото: Игорь Костин / РИА Новости

Катастрофа на Чернобыльской АЭС, с момента которой прошло уже 35 лет, навсегда стала источником бесконечных легенд и мифов. Многие из них впоследствии были растиражированы писателями и авторами различных фильмов и сериалов.

   
   

Правда чаще всего скучнее и банальнее вымысла, поэтому любители сенсаций отметают ее с порога, продолжая спорить даже с давно уже документально подтвержденными фактами. Мы коснемся всего лишь нескольких из бесконечного числа мифов об аварии на Чернобыльской АЭС.

Миф первый. Советские СМИ вообще не сообщали о катастрофе

Первым официальным сообщением о катастрофе можно считать то, которое прозвучало 27 апреля 1986 года по городскому радио Припяти: «Внимание, уважаемые товарищи! Городской совет народных депутатов сообщает, что в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции в городе Припяти складывается неблагоприятная радиационная обстановка. Партийными и советскими органами, воинскими частями принимаются необходимые меры. Однако с целью обеспечения полной безопасности людей и в первую очередь детей возникает необходимость провести временную эвакуацию жителей города в близлежащие населённые пункты Киевской области».

28 апреля сообщение об аварии передает ТАСС, его публикуют «Известия», и оно появляется в программе «Время»: «На Чернобыльской атомной электростанции произошёл несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь. Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего».

В дальнейшем сообщения от Совета Министров СССР о ситуации с аварией появляются в газете «Правда» ежедневно. При этом публикации появляются не на первой полосе. 4 мая «Правда» публикует материал о реакции на аварию на Чернобыльской АЭС за рубежом. 

6 мая главная советская газета публикует репортаж из Чернобыля специальных корреспондентов Владимира Губарева и Михаила Одинца. Далее материалы в советских газетах начинают выходить регулярно.

Для СССР середины 1980-х это небывалый уровень открытости при освещении чрезвычайных ситуаций.

   
   

Миф второй. Советское руководство изначально знало о масштабах катастрофы, но скрывало это от населения

Опубликованные документы свидетельствуют о том, что власти знали лишь о серьезной ситуации, но не имели представления о реальном положении вещей. Первые замеры уровней радиации в Припяти не показывали критических значений, и считалось, что взрыв затронул только систему охлаждения, а не сам реактор. Только спустя примерно сутки после ЧП стало понятно, что поврежденный реактор активно выбрасывает радиоактивные вещества в атмосферу. Но когда уровень радиации превысил опасный, люди из Припяти уже были эвакуированы.

Что касается понимания масштабов катастрофы, то оно пришло лишь во второй половине мая, когда к работе по устранению последствий были подключены специалисты Министерства среднего машиностроения — пионеры атомных исследований в СССР.

Не нужно сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что такого крупного ЧП не было в истории мировой атомной энергетики, и поэтому опыта ликвидации, соответственно, тоже не могло быть ни у кого в мире.

Миф третий. Причиной катастрофы стала ненадежность атомного реактора советской конструкции

Уже в ходе расследования причин катастрофы в конструкции РБМК-1000 были выявлены различные недостатки, которые (в случае неправильных действий персонала) могли способствовать развитию серьезной аварии. Однако первичным фактором стало проведение испытаний так называемого режима «выбега ротора турбогенератора», предложенного генеральным проектировщиком (институтом Гидропроект) в качестве дополнительной системы аварийного электроснабжения.

Существовавшая на тот момент инструкция допускала испытания оборудования в ходе планово-предупредительного ремонта энергоблоков. На 4-м энергоблоке 26 апреля 1986 года проводился как раз такой эксперимент, который в какой-то момент вышел из-под контроля людей.

Владимир Губарев приводил слова главы Минсредмаша Ефима Славского, сказанные в мае 1986 года: «Атомная станция — это порядок и жесткая дисциплина. А тут бардак!»

Уцелевшие реакторы аналогичной конструкции, установленные на 1-м и 2-м энергоблоках Чернобыльской АЭС, продолжали работать и в независимой Украине и были выведены из эксплуатации по настоятельным просьбам европейских стран, выражавших готовность оказать Киеву помощь в этом вопросе.

После Чернобыля системы безопасности АЭС советской конструкции были модернизированы с целью исключения повторения подобного развития событий.

Миф четвертый. Авария на Чернобыльской АЭС спровоцировала генетические мутации среди людей и животных

Это один из самых устойчивых и в то же время самых абсурдных мифов о Чернобыле. Многочисленные исследования влияния радиоактивного облучения на генетику, проводившиеся на протяжении десятилетий, показали, что говорить о каких-либо серьезных мутациях в семья тех, кто пережил воздействие Чернобыля, не приходится. Еще более наглядно это видно на примере животных — несмотря на слухи, в «зоне отчуждения» нет и никогда не было крыс с ростом метр в холке, трехголовых коров, восьминогих волков и т. д. Поэтому можно с уверенностью говорить, что подобные генетические мутации существуют лишь в головах сценаристов и создателей легкого фэнтези.

Миф пятый. «Зона отчуждения» — мертвая территория, где погибает все живое

Спустя несколько лет после аварии в «зону отчуждения» стали возвращаться местные жители, которые не выдержали разлуки с родными местами. Несмотря на пессимистические прогнозы, многие из них прожили десятки лет, умерев в очень пожилом возрасте. Такие «самоселы» со средним возрастом более 85 лет обитают в «зоне» и по сей день, ведут хозяйство, едят овощи и фрукты, выращенные там же, пьют местную воду. В «зоне» расплодились дикие животные, начиная от бобров и выдр и заканчивая медведями и рысями. Малое количество людей, отсутствие охотников создают для них практически идеальные условия. Кроме того, в «зоне» встречаются и одичавшие домашние животные. Одни из них — потомки тех, кого оставили при эвакуации в 1986 году, другие вернулись к дикому образу жизни после смерти хозяев-«самоселов».

Это не означает, что «зона отчуждения» полностью безопасна. В ней есть очаги, где и сегодня крайне высокий радиоактивный фон. Опасны и лесные пожары, когда накопившие радиоактивные вещества деревья при горении выделяют их в атмосферу. Но в целом картина из постапокалиптических произведений фантастов все меньше похожа на реальность Чернобыльской зоны.