«Истинный ариец» Колонист. Открылась экспозиция о разведчике Кузнецове

Николай Кузнецов. © / Public Domain

Для советских мальчишек 1960-х он был кумиром, для молодёжи 1980-х – легендой. Ужас, который он внушал пригретым фашистами украинским националистам, был настолько сильным, что их потомки, дорвавшиеся до власти через 60 с лишним лет, поспешили уничтожить памятник ему и монумент на месте гибели. Но память о выдающемся разведчике не стереть.

   
   

В день выхода этого номера «АиФ» и день Парада Победы, 24 июня, в екатеринбургском парке «Россия – моя история» прошла презентация интерактивной экспозиции о жизни и подвигах Героя Советского Союза Николая Кузнецова.

Уральский лесовик

В тылу врага он работал 1,5 года как обер-лейтенант Пауль Зиберт. То есть жил среди немцев, общался с немцами и «был» нем­цем. На его счету 8 (а по некоторым сведениям – 11) генералов и высокопоставленных нацистских чиновников, множество переданных в Москву разведсведений. Вместе с боевыми товарищами он спас тысячи жизней местных жителей – украинцев, поляков, евреев.

Для большинства из нас Николай Кузнецов обрёл образ, созданный Александром Михайловым в сериале «Отряд специального назначения». На самом деле внешность у него была другая. И народный артист РСФСР поначалу даже комплексовал, что не очень похож на того, кого играл.

«Он такой был… тонкий, черты лица аскетичные. Он типичный ариец был. У меня же рыхлое лицо, широконосое. Но не я себя утверждал на роль», – поделился Михайлов с «АиФ».

На фотографиях у Кузнецова ровный, тонкий нос, выраженные глаза, высокий лоб, выточенные губы… Леонид Райхман, замначальника советской контрразведки до 1951 г., вспоминал свои первые впечатления от встречи с 27-летним Кузнецовым: «Когда он только ступил на порог, я прямо-таки ахнул: настоящий ариец! Росту выше среднего, стройный, худощавый, но крепкий, блондин, нос прямой, глаза серо-голубые. Настоящий немец, но без этаких примет аристократического вырождения. И прекрасная выправка, словно у кадрового военного, и это уральский лесовик!»

Родился он в 1911 г. в семье крестьянина уральской деревни Зырянки. В 1926 г. поступил в Тюменский сельхозтехникум. Через год из-за смерти отца перевёлся поближе к дому – в Талицкий лесной техникум. Оттуда его отчислили – по подозрению в кулацком происхождении. Отправился в Коми-Пермяцкий округ, работал лесоустроителем. Борьба с приписками обернулась для него годом исправительных работ и повторным исключением из комсомола (первое было в техникуме). Потом снова работал, участвовал в коллективизации. Затем, по некоторым сведениям, Уральский индустриальный институт, работа на Уралмаше и одновременно выполнение заданий спецслужб. Предположительно тогда и получил оперативное прозвище Колонист – историки считают, что именно за свою внешность.    
   

Исконный берлинец

Помимо арийской внешности природа дала Кузнецову удивительную способность к языкам. Немецкий он выучил ещё в школе. Были в Талице немец Краузе и чех Явурека, бывший подданный Австро-Венгрии. Он бегал к ним общаться, так и освоил два диалекта. Потом, уже на службе, добавил ещё несколько. Во время работы в лесном хозяйстве заговорил на коми-пермяцком языке. Знал также польский и украинский.

«Владеть столькими немецкими диалектами в совершен­стве – вот это для меня было поразительно!» – говорит Александр Михайлов.

В фильме есть сцена, где разведчика экзаменуют, поручив переводить допрос пленного фашистского генерала. Тот говорит, что в каждой армии имеются предатели вроде переводчика, и не желает давать показания в его присутствии.

В жизни у Кузнецова тоже были экзамены. О первом рассказал Леонид Райхман, которому рекомендовали молодого человека. Когда тот позвонил, чтобы договориться о встрече, у Райхмана гостил вернувшийся из Германии старый товарищ.

«Я выразительно посмотрел на него, а в трубку сказал: «Сейчас с вами будут говорить по-немецки…» Мой друг побеседовал несколько минут и, прикрыв микрофон ладонью, сказал удивлённо: «Говорит как исконный берлинец!» – вспоминал чекист.

В Москве Колонист становится Рудольфом Шмидтом, инженером-испытателем завода им. С. Горбунова. Посещает светские мероприятия, общается в кругу иностранных дипломатов. Некоторых завербовал. Помог вскрыть сейф и сфото­графировать важные документы в квартире военно-морского атташе Германии фрегаттен-капитана Норберта Вильгельма фон Баумбаха. Входит в окружение военного атташе Германии Эрнста Кёстринга, организует прослушивание его квартиры.

С началом Великой Отечест­венной Кузнецов готовится к работе в тылу врага. Его отправляют в Красногорск – в лагерь немецких военнопленных. Там он осваивает быт и нравы вражеских вояк. А летом 1942 г. отправляется под Ровно в составе того самого отряда специального назначения «Победители».

Акты возмездия

Но если отряд жил в лесу, ведя диверсионную и разведывательную деятельность, то Кузнецов со своей группой был в самом логове – в оккупированном Ровно. Нацисты сделали этот город столицей рейхскомиссариата Украины, игнорируя Киев. Здесь Николай Иванович Кузнецов стал Николаем Васильевичем Грачёвым (для своих) и Паулем Вильгельмом Зибертом (для врагов), а также Пухом (для посвящённых).

Николай Кузнецов в немецкой форме, 1942 год. Фото: Public Domain

Он не просто жил, собирая развединформацию, как самый известный киноперсонаж Штирлиц, но ещё и по решению командования совершал акты возмездия – ликвидировал особо опасных гитлеровских офицеров.

Осенью 1943 г. ему было поручено устранить постоянного заместителя гауляйтера Восточной Пруссии и рейхскомиссара Украины Пауля Даргеля. Сначала по ошибке был убит заместитель по финансам Ганс Гель. Затем второе покушение – Кузнецов стрелял в Даргеля из пистолета, но тот остался невредимым. Последнее, третье покушение, было уже с гранатой и завершилось тяжёлым ранением фрица – тот потерял обе ноги и выбыл из Ровно. Похищение командира соединения «восточных батальонов» (карателей) генерал-майора Макса фон Ильгена прошло успешно, и он понёс заслуженное наказание.

Акты возмездия – именно так называли операции по ликвидации фашистских преступников партизаны из отряда «Победители». Во время съёмок Александр Михайлов узнал, что однажды Кузнецов ехал в машине и услышал выстрелы. Повернул. Увидел большую яму, у которой нацисты расстреливали стариков и женщин. Он, человек некурящий, попросил сигарету. И, закуривая, смотрел на офицера, командовавшего происходящим. Тот вёл себя с прохладцей и цинизмом.

«Это был очень жестокий расстрел, и он сильно повлиял на него, – рассказывает Михайлов. – Потом он говорил, что тогда дал себе слово: за каждую женщину будет уничтожать по несколько немцев».

В фильме есть такой эпизод, правда, расстреливают там мужчин – возможно, избавляя зрителя от совсем уж жестоких сцен.

«Столько фашистов ликвидировать и продолжать работать нераскрытым… Это фантастика! И он же на самом деле выезжал в отряд. Переодевался там, конечно, в гражданку. Но его видели, знали. Я всегда удивлялся: как он мог при ответственности такой туда приезжать и общаться с партизанами», – говорит самый известный исполнитель роли Кузнецова.

Ликвидировать самого гауляйтера Восточной Пруссии и рейхскомиссара Украины Эриха Коха, личного друга фюрера, Зиберт не смог, зато узнал от него важнейшую информацию. Он добился аудиенции у Коха, однако при разговоре присутствовала охрана с собаками, контролируя каждое движение. В ходе общения Зиберт так расположил к себе гауляйтера, что, по некоторым сообщениям, тот поделился с ним суперсекретной новостью о готовящейся битве под Курском.

Нередко упоминается, что осенью 1943-го он передал в Москву ещё одну важнейшую информацию – о планируемом нацистами покушении на лидеров стран-союзниц во время Тегеранской конференции.

Последний взрыв Пуха

К концу пребывания фашистов в Ровно его уже искали. По приказу он вместе с разведчиками Беловым и Каминским в начале 1944-го с отступающими немецкими войсками отправился во Львов. Там группа уничтожила шефа правительства дистрикта Галиция Отто Бауэра и начальника канцелярии правительства генерал-губернаторства Генриха Шнайдера. Однако гестапо уже распространило сведения о нём, а явки в городе оказались проваленными – нужно было уходить. Они двигались к линии фронта, планируя пересечь её.

Было две версии гибели Кузнецова, но послевоенные расследования нашли убедительные доказательства такой. Уже вдвоём, выйдя из леса, увидели хату. Во­шли, хозяева разрешили остаться. Сели за стол. И тут ворвались участники УПА (запрещена в России) с криками: «Руки вверх!» Рук люди в немецкой форме не подняли. Кузнецов стал как бы искать зажигалку и что-то шепнул спутнику – тот рухнул на пол. Раздался взрыв гранаты – разведчик подорвал себя и бандеровцев. А его товарищ схватил портфель, в котором лежал отчёт, подписанный псевдонимом Пух, выбил оконную раму и выпрыгнул в ночь. Но уйти от бандитов не смог, и отчёт потом оказался у немцев.

Для Михайлова сцена гибели – одна из самых запомнившихся в картине. «Это был очень смелый человек. Смелый, мужественный и, главное, верил в правое дело. Русский человек», – говорит он о своём герое.

Кстати

Посетители мультимедиа-экспозиции «Николай Кузнецов. Герои не умирают» благодаря различным техническим решениям почувствуют себя исследователями биографии легендарного разведчика, подробности которой до сих пор носят гриф «Секретно». Для реализации проекта пригласили известную музейную фирму «Кворнинг Дизайн» из Дании. Средства на создание экспозиции пожертвовал председатель совета директоров Русской медной компании Игорь Алтушкин.