Стихийная атака
Давка на Ходынке (в районе нынешнего 1-го Боткинского проезда) произошла ранним утром, когда там собралось не менее полумиллиона человек в ожидании раздачи царских подарков. Кто-то пустил слух, что раздавать будут чашки, набитые серебром. В действительности в набор входила эмалированная чашка с императорским вензелем и сладости - всё это было завёрнуто в ситцевый платок с изображением Московского Кремля. Раздача гостинцев должна была начаться в 10 утра, но уже на рассвете люди стали стихийно атаковать палатки из-за слухов, что артельщики из-под полы раздают подарки «своим». За 20 минут были затоптаны 1349 человек и более 500 ранены.
Николай II, узнав о трагедии, прибыл на место происшествия и распорядился выдать пострадавшим семьям по 1 тысяче рублей единовременно (на сегодня это минимум 2 млн руб.), назначив им также пожизненное пособие. Вместе с супругой он посетил раненых в больнице, присутствовал на панихиде по погибшим. Посетила раненых и мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Потом она напишет: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие возвышенные в своей простоте, что вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме себя».
Гулянья по поводу коронации Николая II должны были пройти по уже отработанной схеме. Но в результате интриг министра императорского двора Воронцова-Дашкова от организации торжеств полностью отстраняют московского губернатора великого князя Сергея Александровича, хотя прежде этими мероприятиями занимались именно московские власти. Начался такой раздрай, что чиновники Златоглавой рассорились с теми, кто приехал руководить процессом из Петербурга. К слову, именно новые организаторы поставили все павильоны в одном углу поля вместо кругового расположения, как было раньше. Мог ли предположить Воронцов-Дашков страшные последствия своих интриг? Вряд ли. Он желал одного - оттеснить московского губернатора как можно дальше от Николая II».
Роковой павильон
«Приложил руку к трагедии и министр финансов Витте, - продолжает Галенин. - Незадолго до коронации по распоряжению Витте с Ходынского поля был демонтирован огромный павильон «Звезда» (стоял на месте Стадиона юных пионеров), площадь помещений которого составляла 6 гектаров. Это чудо промышленного модерна 15 лет было главной выставочной площадкой Москвы. И на предыдущих гуляньях циклопический павильон рассекал толпу, создавая определённый баланс. Приказ о демонтаже павильона и переносе его на выставку в Нижний Новгород министр аргументировал тем, что строить новый будет дороже. Однако на практике всё оказалось с точностью до наоборот. Не исключаю, что часть денег утекла в карман Витте, за ним к тому времени уже водились коррупционные грехи. Но главное - на месте демонтированного павильона не были убраны ямы от фундамента, и вдобавок перед киосками с подарками был глубокий ров, в котором и задохнулось не менее 80% из числа погибших.
После трагедии известный московский журналист Гиляровский на ярмарке в Нижнем Новгороде, указав на перенесённый из Москвы павильон, высказал мысль, что если бы с Ходынки не убрали «Звезду», то, возможно, не было бы давки. Сказал он это, сидя в кафе за одним столиком с подчинёнными министра Витте. И уже на следующий день Гиляровскому предложили выставку покинуть. Как выразился сам журналист, его выперли «с генеральскими почестями». Предложили поездку по стране с хорошими суточными, лишь бы он уехал подальше от Москвы и от Нижнего. Кто-то очень не желал, чтобы версия Гиляровского озвучивалась и получила распространение.
Николай II был потрясён случившимся, но ему приходилось участвовать в продолжающихся коронационных торжествах - ведь в Москву съехались представители знатных семейств со всего мира. Английскую королевскую семью представлял Артур Уильям Патрик, герцог Коннаутский (третий сын королевы Виктории), который обронил по поводу Ходынки интересную фразу: «Подумаешь... У мамы было ещё больше жертв».
Речь о «золотом юбилее» коронации королевы Виктории. В Англии тогда, в 1887 г., при сходных обстоятельствах жертв было порядка 4 тыс. человек. Однако в Британии, в отличие от России, все документы по этой трагедии засекречены до сих пор.
У меня есть подозрение, что стихийная трагедия на торжествах в Англии могла привести местные спецслужбы к мысли, что подобную ситуацию при желании можно устроить на чужой территории - в том государстве, ослабления которого желает Великобритания. Замысел легче осуществить, если в этом помогают местные придворные интриганы и высокопоставленные коррупционеры. Думаю, к Ходынке привёл целый сплав обстоятельств, в которых глупость и предательство, увы, соединились».