Интриги, предательство, коррупция. Что привело к трагедии на Ходынке?

Жертва давки на Ходынском поле во время торжеств по случаю коронования Николая II. 18 (30) мая 1896 г. © / Commons.wikimedia.org

Стихийная атака

Давка на Ходынке (в районе нынешнего 1-го Боткинского проезда) произошла ранним утром, когда там собралось не менее полумиллиона человек в ожидании раздачи царских подарков. Кто-то пустил слух, что раздавать будут чашки, набитые серебром. В действительности в набор входила эмалированная чашка с императорским вензелем и сладости - всё это было завёрнуто в ситцевый платок с изображением Московского Кремля. Раздача гостинцев должна была начаться в 10 утра, но уже на рассвете люди стали стихийно атаковать палатки из-за слухов, что артельщики из-под полы раздают подарки «своим». За 20 минут были затоптаны 1349 человек и более 500 ранены.

   
   

Николай II, узнав о трагедии, прибыл на место происшествия и распорядился выдать по­страдавшим семьям по 1 тысяче рублей единовременно (на сегодня это минимум 2 млн руб.), назначив им также пожизненное пособие. Вместе с супругой он посетил раненых в больнице, присутствовал на панихиде по погибшим. Посетила раненых и мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Потом она напишет: «Я была очень расстроена, увидев всех этих несчастных раненых, наполовину раздавленных, в госпитале, и почти каждый из них потерял кого-нибудь из своих близких. Это было душераздирающе. Но в то же время они были такие возвышенные в своей простоте, что вызывали желание встать перед ними на колени. Они были такими трогательными, не обвиняя никого, кроме себя».

«После трагедии с должности были сняты московский обер-полицмейстер Власовский и его помощник. Однако эти люди скорее «стрелочники», - рассказал «АиФ» Борис Галенин, автор книг по истории России конца XIX - начала XX в. - Истинные виновники остались в тени. Часто пишут, что Ходынка не подходила для массовых гуляний. На самом деле коронация Николая II была уже третьей по счёту после коронаций Александра II и Александ­ра III, все они сопровождались массовыми народными гуляньями именно на Ходынском поле. На предыдущих торжествах раздавалось несколько сот тысяч (!) подарков. И ни одного погибшего! Так, на коронации Александра III раздачу начали около 6 утра, в павильонах, разбросанных на большом расстоянии друг от друга и поставленных в форме круга. Все собравшиеся получили подарки и стали расходиться часам к девяти утра, когда из Москвы и ближайших к ней деревень и фабрик начали подходить новые толпы.
Ходынская давка. Фото: Кадр youtube.com

Гулянья по поводу коронации Николая II должны были пройти по уже отработанной схеме. Но в результате интриг министра императорского двора Воронцова-Дашкова от организации торжеств полностью отстраняют московского губернатора великого князя Сергея Александровича, хотя прежде этими мероприятиями занимались именно московские власти. Начался такой раздрай, что чиновники Златоглавой рассорились с теми, кто приехал руководить процессом из Петербурга. К слову, именно новые организаторы поставили все павильоны в одном углу поля вместо кругового расположения, как было раньше. Мог ли предположить Воронцов-Дашков страшные последствия своих интриг? Вряд ли. Он желал одного - оттеснить московского губернатора как можно дальше от Николая II».

Роковой павильон

«Приложил руку к трагедии и министр финансов Витте, - продолжает Галенин. - Незадолго до коронации по распоряжению Витте с Ходын­ского поля был демонтирован огромный павиль­он «Звезда» (стоял на месте Стадиона юных пионеров), площадь помещений которого составляла 6 гектаров. Это чудо промышленного модерна 15 лет было главной выставочной площадкой Москвы. И на предыдущих гулянь­ях циклопический павильон рассекал толпу, создавая определённый баланс. Приказ о демонтаже павильона и переносе его на выставку в Нижний Новгород министр аргументировал тем, что строить новый будет дороже. Однако на практике всё оказалось с точностью до наоборот. Не исключаю, что часть денег утекла в карман Витте, за ним к тому времени уже водились коррупционные грехи. Но главное - на месте демонтированного павильона не были убраны ямы от фундамента, и вдобавок перед киосками с подарками был глубокий ров, в котором и задохнулось не менее 80% из числа погибших.

После трагедии известный московский журналист Гиляровский на ярмарке в Нижнем Новгороде, указав на перенесённый из Москвы павильон, высказал мысль, что если бы с Ходынки не убрали «Звезду», то, возможно, не было бы давки. Сказал он это, сидя в кафе за одним столиком с подчинёнными министра Витте. И уже на следующий день Гиляровскому предложили выставку покинуть. Как выразился сам журналист, его выперли «с генеральскими почестями». Предложили поездку по стране с хорошими суточными, лишь бы он уехал подальше от Москвы и от Нижнего. Кто-то очень не желал, чтобы версия Гиляровского озвучивалась и получила распространение.

Николай II был потрясён случившимся, но ему приходилось участвовать в продолжающихся коронационных торжествах - ведь в Москву съехались представители знатных семейств со всего мира. Английскую королев­скую семью представлял Артур Уиль­ям Патрик, герцог Коннаутский (третий сын королевы Виктории), который обронил по поводу Ходынки интересную фразу: «Подумаешь... У мамы было ещё больше жертв».

   
   

Речь о «золотом юбилее» коронации королевы Виктории. В Англии тогда, в 1887 г., при сходных обстоятельствах жертв было порядка 4 тыс. человек. Однако в Британии, в отличие от России, все документы по этой трагедии засекречены до сих пор.

У меня есть подозрение, что стихийная трагедия на торжествах в Англии могла привести местные спецслужбы к мысли, что подобную ситуацию при желании можно устроить на чужой территории - в том государстве, ослабления которого желает Великобритания. Замысел легче осуществить, если в этом помогают местные придворные интриганы и высокопоставленные коррупционеры. Думаю, к Ходынке привёл целый сплав обстоятельств, в которых глупость и предательство, увы, соединились».