Иду на таран. Было ли преднамеренное столкновение эффективным приемом боя?

Репродукция плаката художника Николая Андреевича Долгорукова (1902 — 1980) «Таран — оружие гереов» (фрагмент). Центральный музей Вооруженных Сил. © / О. Игнатович / РИА Новости

​Плакат «Таран — оружие героев» был очень популярен в СССР в начале войны. Вдохновил художника на этот труд младший лейтенант Виктор Талалихин. В ночь с 7 на 8 августа 1941 г. он именно таким способом сбил двухмоторный «Хейнкель-111».

   
   

Око за око

Талалихин был не первым советским летчиком, пошедшим на таран. Только за первый день войны сохранились сведения минимум о 15 самоубийственных столкновениях в воздухе. Талалихин, вопреки распространенному мнению, не был и «автором» первого ночного тарана. В Московской зоне ПВО, к которой относился его 177-й истребительный авиаполк (иап), Талалихина на девять ночей опередил старший лейтенант Еремеев из 28-го иап. Тогда почему же звезду Героя и всесоюзную славу получил именно Талалихин?

Виктор Талалихин, 1941 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Первый массированный налет на Москву асы люфтваффе предприняли в ночь на 22 июля. В нем участвовали почти 200 бомбардировщиков. Следующей ночью в воздух поднялись 115 немецких самолетов, впоследствии налеты с участием сотни бомбовозов повторялись почти каждую ночь. К началу августа советское командование подсчитало соотношение потерь и пришло к выводу: примерно один к одному. Получив такую статистику, командование 6-го авиакорпуса ПВО, прикрывавшего Москву, изменило свое первоначально довольно прохладное отношение к воздушным таранам. С одной стороны, у самолета-истребителя для уничтожения противника есть пушки и пулеметы. С другой, если на одного сбитого немца все равно приходится один наш, то какая разница...

Тут как раз случился ночной таран Талалихина, и политорганы вместе с командованием ВВС начали пропагандировать метод тарана. Впрочем, несмотря на духоподъемные речи, воздушный таран был, пожалуй, самым неэффективным способом ведения воздушного боя. После него, как правило, погибали оба самолета и почти в 40% случаев — сам «автор» воздушного тарана.

Четыре тарана — один ас

Талалихин вскоре был сбит в «нормальном» воздушном бою — рубить хвосты немцам собственным пропеллером он больше не пробовал. Но его пример так повлиял на «сталинских соколов», что некоторые применяли таран по два, три, а один — целых 4 раза!

«Подвиг младшего лейтенанта Талалихина». Реконструкция события. Фото: РИА Новости/ Анатолий Сергеев-Васильев

К 29 октября 1941 г. за уроженцем города Шахты Борисом Ковзаном уже числились две воздушные победы. В тот день, возвращаясь с боевого задания без единого патрона, он случайно встретил немецкий самолет-разведчик «Юнкерс-88» и протаранил его. Немец, кувыркаясь, пошел к земле, а советский пилот дотянул до своего аэродрома.

22 февраля 1942 г. старший лейтенант Ковзан подобным же образом сбил немецкий бомбардировщик, а 8 июля — истребитель. Оба раза он успешно садился на поврежденном самолете. С четвертым тараном повезло меньше: 13 августа 1942 г. в районе города Старая Русса Ковзан, ставший к тому времени капитаном и Героем Советского Союза, был тяжело ранен — пуля выбила ему глаз. Впрочем, оставшегося ему хватило на то, чтобы протаранить очередной немецкий «бомбер»: оба самолета развалились на куски. С 6-километровой высоты Ковзан без парашюта (потерял сознание и не смог раскрыть) упал в болото, сломав левую ногу, руку и несколько ребер.

   
   

Как ни странно, это не стало концом его истребительной карьеры. Одноглазый ас продолжал летать, доведя личный счет до 28 сбитых самолетов противника. После войны Ковзан окончил Военно-воздушную академию, а в 1958-м уволился в запас. Этот героический человек умер в Минске в 1985 г.

Всего с 1941 по 1945 г. советские летчики совершили 600 с лишним таранов, более двух третей пришлось на два первых года войны. Командование люфтваффе даже издало документ, запрещавший приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров.

Таран ради фюрера

Идея прибегнуть к тактике воздушного тарана пришла в головы немецких летчиков вскоре после того, как она почти окончательно выветрилась из голов советских пилотов. Как нетрудно догадаться, произошло это, как и в СССР, не от хорошей жизни. В 1944-м стало окончательно ясно, что «битву за Рейх» — противостояние немецких истребителей и англо-американских тяжелых бомбардировщиков — Германия безнадежно проигрывает.

Главным идеологом таранной тактики выступил полковник Ханс-Иоахим Херрман. Вкратце его ноу-хау сводилось к тому, чтобы в одну прекрасную ночь уничтожить 400–500 четырехмоторных бомбардировщиков союзников. По его мнению, англо-американцы после этого должны были на несколько недель приостановить налеты на Германию. Этого времени как раз хватило бы на перевооружение ПВО Рейха на новейшие реактивные истребители «Мессершмитт-262». Теоретически этот план мог сработать, но...

Две тысячи добровольцев (в основном зеленых юнцов 18–20 лет, только что окончивших летные школы) набрали чуть ли не за сутки. Отомстить англо-американцам, от бомб которых в Германии едва ли не у каждого погибли родственники, хотели многие. С материальной частью было хуже: 150 облегченных «Мессершмиттов-109» (из вооружения остался один пулемет с 60 патронами) удалось получить только в апреле 1945-го. Для самоубийственной атаки «Мессершмитты» должны были набирать высоту 12 тысяч метров и, пикируя оттуда, таранить бомбардировщики, целясь в стык фюзеляжа с хвостовым оперением или крыла с фюзеляжем. Шансы пилота на выживание оценивались в 50%.

Момент истины настал 7 апреля 1945 г. На отражение налета 8-й воздушной армии США на севере Германии было поднято 180 пилотов-самоубийц. Операция, однако, с первых же минут пошла наперекосяк. Большая часть молодых пилотов заблудилась в воздухе, не смогла найти противника и с трудом вернулась на родные аэродромы. Многих сбили американские истребители эскорта или воздушные стрелки «Летающих крепостей». Было нанесено всего 23 таранных удара, уничтоживших 8 американских бомбардировщиков. Остальным, несмотря на значительные повреждения, удалось дотянуть до своих аэродромов. А вот из немцев домой вернулись всего 53 самолета. Попыток повторить эксперимент Германия больше не предпринимала.

Япония наносит ответный удар

Постулируя неэффективность таранной тактики, надо оговориться: это смотря что таранить. Одно дело — двухмоторный бомбардировщик на советско-германском фронте, который был дороже истребителя всего в три-четыре раза. Другое — четырехмоторный «бомбер»: тут разница в цене уже раз в 10–12. А если таранить авианосец? Именно так подумали в Японии в 1944 г., когда поняли, что проигрывают войну Америке. До этого крылатых самоубийц в императорских ВВС не водилось. 

Слово «камикадзе» в переводе означает «божественный ветер». Так назывался тайфун, в XIII веке потопивший флот монгольского хана Хубилая, шедший с целью захвата Японии. Первый пилот-камикадзе атаковал британский крейсер «Австралия» 21 октября 1944 г. Погибли 29 офицеров и 64 матроса.

В качестве камикадзе японское командование предпочитало использовать малоопытных пилотов, которые могли причинить значительный ущерб противнику только ценой собственной жизни.

В случае невозможности обнаружить цель камикадзе обязаны вернуться на аэродром. Некоторые камикадзе совершили по 4, 5 и даже 7 вылетов, прежде чем погибли. После войны в живых осталось несколько тысяч несостоявшихся самоубийц.

На то, чтобы вывести из строя корабль противника, камикадзе тратили в среднем 10 самолетов, а обычная авиация — 25. Из четырех авианосцев, потерянных ВМС США в 1944–1945 гг., три были потоплены камикадзе.

Кстати
Первый таран в Тихоокеанском театре военных действий совершили вовсе не японцы. На третий день боевых действий, 10 декабря 1941 г., американский капитан Келли, направивший свою подбитую «Летающую крепость» на японский линкор «Харуна».