«И пусть солнце знаменем встаёт…» Русские герои итальянского Сопротивления

Одно из подразделений русского ударного батальона, входящего в состав итальянского движения Сопротивления в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Лето 1944 года в Италии. © / РИА Новости

На территории Италии в партизанских отрядах воевало порядка 5 тыс. солдат и офицеров Красной Армии.

   
   

О малоизвест­ных русских героях итальянского Сопротивления рассказывает писатель, ­вице-президент Российского союза криминалистов и криминологов, с 2000 по 2016 г. зам. Генпрокурора России Александр Звягинцев.

Княжна, художник, два священника

10 июля 1943 г. британский десант высадился на Сицилии. 25 июля король Виктор Эммануил III отстранил Муссолини от власти. 8 сентября того же года Италия объявила о своём выходе из войны. Однако в этот же день немцы оккупировали север Италии.

Тем временем с юга постепенно продвигались союзные войска. И немцы, и союзники стремились к Риму. После жестоких двухдневных боёв город оккупировали нацисты. Рим становится центром итальян­ского Сопротивления, хотя нем­цы и объявили его «открытым городом», – чтобы сохранить его для потомков, в нём запрещалось вести боевые действия. Партизаны делят Вечный город на 8 частей и в каждую направляют боевую ячейку, которая организует саботажи, атакует военные конвои, нападает на солдат вермахта. Нигде в Италии и в других столицах Европы подобного не происходило.

В римском Сопротивлении участвовало и русское антифашистское подполье. Эта сеть была организована русскими, которые поселились в Риме ещё до войны. Многие из них принадлежали к аристократическим кругам и были ярыми врагами большевиков. В их числе: княжна, художник и два священника. Но, когда Германия напала на Советский Союз, эти люди объединились.

Один из героев русского подполья, Алексей Флейшер, тогда сказал: «Я не белый. Я не красный. Я русский». Выходец из дворянской семьи, после революции Флейшер вместе с кадетским корпусом оказался в Европе. Он пересёк Болгарию и добрался до Белграда. В 1942 г., после начала нацистской оккупации Югославии, его арестовали итальянские солдаты и отправили в Рим. Вскоре он оказался на свободе и какое-то время перебивался случайными заработками. Затем устроился метрдотелем в посольство королевства ­Сиам, которое римляне называли «Вилла Тай».

После событий 8 сентября 1943 г., когда итальянский король бросил столицу и бежал, дипкорпус королевства Сиам тоже покинул здание. Там Алексей Флейшер и начал соз­давать общество для поддерж­ки русских военнопленных, которых немцы стали активно привозить в Италию на принудительные работы ещё во второй половине 1943 г. Они содержались в нескольких десятках концлагерей на севере страны. С помощью партизан Флейшер помогал советским пленным бежать, а потом прятал их на «Вилле Тай». Нацисты туда не заглядывали – им и в голову не приходило ­искать там беглецов.

   
   

В октябре 1943 г., узнав, что в Монтеротондо, в 25 км от Рима, привезли несколько десятков красноармейцев, Флейшер с друзьями-итальянцами отправились туда. Среди пленных были Алексей Коляскин и Анатолий Тарасенко, которые позже возглавят небольшие группы бойцов с фашистами.

Пленных содержали на последнем этаже старинного Палаццо Орсини. Там располагался штаб немецкой армии. В день побега группа под руководством Тарасенко уходила без особого шума через крышу дома, вторая, которой командовал Коляскин, действовала более рискованно: в воскресенье, когда немецкая охрана перепилась, её перебили. Проводник-итальянец провёл обе группы в пещеру, где их уже ждали мест­ные партизаны. Потом отсюда красноармейцы вместе с местными партизан­скими отрядами отправлялись на задания. Русские имели боевой опыт и лучше всех умели идти в атаку – сражались храбро и жертвенно. Это признавали сами итальянцы.

В разных районах Рима Флейшер создал около 40 конс­пиративных квартир, где скрывались группы советских партизан. Хозяевами были и русские эмигранты, и итальянские анти­фашисты. К тому времени партизанские отряды по всей стране оттянули на себя крупные силы нацистов. Партизанское движение фактически превратилось в самостоятельную армию.

Бойцы отряда движения Сопротивления на крыше дома во время вооруженного восстания в Милане. Фото: РИА Новости

Капитано Руссо

В июне 1944 г. ими была освобождена большая территория в провинции Модена. Партизанам удалось выбить нацистов из неприступной средневековой крепости Ла Рокка. Так была провозглашена одна из первых в Италии свободных от немцев зон – республика Монтефьорино.

Большую роль в установлении республики сыграл Русский ударный батальон, сформированный из советских военнопленных, бежавших из немецких концлагерей. Были в нём также чехо­словаки, австрийцы и даже один темнокожий американец – в общей сложности 550 человек. Коман­довал им Владимир Переладов – все называли его Капитано Руссо. В 1941-м он, московский студент, вступил в народное ополчение и стал командиром артиллерийской батареи. Был ранен, попал в плен под Вязьмой. Трижды бежал. Неудачно. В Италию его привезли на строительство укреплений Готской линии. Но он бежал и отсюда – на этот раз удачно. Местный рабочий велосипедной фабрики Дини Куэрино спрятал Переладова в стогу сена. Дини и его жена Роза выходили русского парня – при росте 186 см он весил 50 кг. Переладов заменил Дини и Розе родного сына, погибшего в России. А они стали его ­семьёй…

1944 год, Северная Италия, партизанская республика Монтефьорино, Бойцы Русского Ударного батальона (Battaglione Russo d'Asalto) партизанского объединения Stella RossaКомандир батальона - Владимир Яковлевич Переладов "Capitano Russo". Стоит по центру третий справа. pic.twitter.com/8r7xSlM6FJ

— akot55 (@volgog55) February 12, 2018

Русский баталь­он был одним из самых мощных военных подразделений, участвовавших в итальянском Сопротивлении: бойцы батальона взорвали 212 мостов, захватили в плен 4,5 тыс. немецких солдат и офицеров. Это были закалённые воины.

По вечерам бойцы батальона пели песни: грузины затягивали «Сулико», украинцы – «Распрягайте, хлопцы, коней», русские – «Катюшу». «Катюша» очень полюбилась итальянцам своей мелодичностью. В годы Сопротивления на музыку «Катюши» было написано несколько итальянских текстов, самый известный из них принадлежал партизану Феличе Кашоне из Лигурии. Благодаря ему родилась песня, ставшая гимном всех партизан в Италии, – «Свистит ветер».

Ветер свищет и бушует вьюга,
Босиком, но всё равно идём.
Красную весну себе мы отвоюем,
И пусть солнце знаменем встаёт.

Вооруженный отряд движения Сопротивления шагает по улицам Милана во время Второй Мировой войны. 1945 год. Фото: РИА Новости

46 дней свободы

В республике Монтефьорино налаживалась новая, свободная жизнь. Народные администрации решали насущные проблемы: восстанавливали дороги и мосты, обеспечивали население продовольствием, были вновь открыты школы, и детей стали обучать не по фашистским, а по новым учебным материалам. Республика Монтефьорино продержалась 46 дней. Немцы бросили на её уничтожение 6 соединений регулярной армии. Отряд Переладова вместе с итальян­скими партизанами само­отверженно сдерживал натиск фашистов, но силы были неравными... В конце июля 1944 г. республика Монтефьорино была задушена. Но она осталась в истории как одно из самых главных завоеваний Сопротивления на Апеннинском ­полуострове.

4 июня 1944 г. англо-американские войска вошли в Рим. На улицы повалил народ – свобода! Спустя 271 день война в Риме была окончена. То тут, то там раздавались крики: «Русские в городе!» Но откуда русским быть в Риме? Ведь советские войска Италию не освобождали… Люди устремились на улицу Номентана – там перед зданием с тремя белыми слонами на барельефе реял красный советский флаг. На балконе второго этажа выстроились люди с автоматами. Повсюду слышалась русская речь. В этом празднике изгнания гитлеровцев из Вечного города участ­вовали советские граждане, активно сражавшие­ся плечом к плечу с римлянами. Среди них были и участники организации Алексея Флейшера. Колонной в полсотни человек они вышли из «Виллы Тай» под советским красным флагом. Этот флаг они сделали из тайского флага, развевавшегося над посольством королевства Сиам, и с ним через весь город пришли в Ватикан – на торжественный приём к Папе Римскому.

Вскоре в Рим прибыли представители советского государст­ва. Флейшер передал уполномоченному по репатриации 182 спасённых им военнопленных, в числе которых было 11 офицеров. Они возвращались домой. Но по законам того времени по возвращении в СССР всем им пришлось помытарствовать – одному меньше, другому больше, всех их неоднократно проверяли. 

Флейшер вернулся в СССР позже всех, в 1956-м. Ему не разрешили жить в столице, он работал в Ташкенте картографом. Единственной семьёй для Флейшера были его бывшие соратники – они переписывались, встречались. Благодаря писателю Сергею Смирнову, который опубликовал о партизанах очерк, их перестали считать изгоями, начали приглашать на мероприятия, связанные с войной.

 

Наиболее благополучно сложилась судьба Владимира Переладова. Он долго работал на Крайнем Севере, потом занимал высокий пост в Госплане СССР. Прожил почти 90 лет.

А русским героям, оставшимся лежать в итальянской земле, установлены памятники и обелиски в Милане, Турине, Генуе, Удине…