На территории Италии в партизанских отрядах воевало порядка 5 тыс. солдат и офицеров Красной Армии.
Княжна, художник, два священника
10 июля 1943 г. британский десант высадился на Сицилии. 25 июля король Виктор Эммануил III отстранил Муссолини от власти. 8 сентября того же года Италия объявила о своём выходе из войны. Однако в этот же день немцы оккупировали север Италии.
Тем временем с юга постепенно продвигались союзные войска. И немцы, и союзники стремились к Риму. После жестоких двухдневных боёв город оккупировали нацисты. Рим становится центром итальянского Сопротивления, хотя немцы и объявили его «открытым городом», – чтобы сохранить его для потомков, в нём запрещалось вести боевые действия. Партизаны делят Вечный город на 8 частей и в каждую направляют боевую ячейку, которая организует саботажи, атакует военные конвои, нападает на солдат вермахта. Нигде в Италии и в других столицах Европы подобного не происходило.
В римском Сопротивлении участвовало и русское антифашистское подполье. Эта сеть была организована русскими, которые поселились в Риме ещё до войны. Многие из них принадлежали к аристократическим кругам и были ярыми врагами большевиков. В их числе: княжна, художник и два священника. Но, когда Германия напала на Советский Союз, эти люди объединились.
Один из героев русского подполья, Алексей Флейшер, тогда сказал: «Я не белый. Я не красный. Я русский». Выходец из дворянской семьи, после революции Флейшер вместе с кадетским корпусом оказался в Европе. Он пересёк Болгарию и добрался до Белграда. В 1942 г., после начала нацистской оккупации Югославии, его арестовали итальянские солдаты и отправили в Рим. Вскоре он оказался на свободе и какое-то время перебивался случайными заработками. Затем устроился метрдотелем в посольство королевства Сиам, которое римляне называли «Вилла Тай».
После событий 8 сентября 1943 г., когда итальянский король бросил столицу и бежал, дипкорпус королевства Сиам тоже покинул здание. Там Алексей Флейшер и начал создавать общество для поддержки русских военнопленных, которых немцы стали активно привозить в Италию на принудительные работы ещё во второй половине 1943 г. Они содержались в нескольких десятках концлагерей на севере страны. С помощью партизан Флейшер помогал советским пленным бежать, а потом прятал их на «Вилле Тай». Нацисты туда не заглядывали – им и в голову не приходило искать там беглецов.
В октябре 1943 г., узнав, что в Монтеротондо, в 25 км от Рима, привезли несколько десятков красноармейцев, Флейшер с друзьями-итальянцами отправились туда. Среди пленных были Алексей Коляскин и Анатолий Тарасенко, которые позже возглавят небольшие группы бойцов с фашистами.
В разных районах Рима Флейшер создал около 40 конспиративных квартир, где скрывались группы советских партизан. Хозяевами были и русские эмигранты, и итальянские антифашисты. К тому времени партизанские отряды по всей стране оттянули на себя крупные силы нацистов. Партизанское движение фактически превратилось в самостоятельную армию.
Капитано Руссо
В июне 1944 г. ими была освобождена большая территория в провинции Модена. Партизанам удалось выбить нацистов из неприступной средневековой крепости Ла Рокка. Так была провозглашена одна из первых в Италии свободных от немцев зон – республика Монтефьорино.
Большую роль в установлении республики сыграл Русский ударный батальон, сформированный из советских военнопленных, бежавших из немецких концлагерей. Были в нём также чехословаки, австрийцы и даже один темнокожий американец – в общей сложности 550 человек. Командовал им Владимир Переладов – все называли его Капитано Руссо. В 1941-м он, московский студент, вступил в народное ополчение и стал командиром артиллерийской батареи. Был ранен, попал в плен под Вязьмой. Трижды бежал. Неудачно. В Италию его привезли на строительство укреплений Готской линии. Но он бежал и отсюда – на этот раз удачно. Местный рабочий велосипедной фабрики Дини Куэрино спрятал Переладова в стогу сена. Дини и его жена Роза выходили русского парня – при росте 186 см он весил 50 кг. Переладов заменил Дини и Розе родного сына, погибшего в России. А они стали его семьёй…
Русский батальон был одним из самых мощных военных подразделений, участвовавших в итальянском Сопротивлении: бойцы батальона взорвали 212 мостов, захватили в плен 4,5 тыс. немецких солдат и офицеров. Это были закалённые воины.
По вечерам бойцы батальона пели песни: грузины затягивали «Сулико», украинцы – «Распрягайте, хлопцы, коней», русские – «Катюшу». «Катюша» очень полюбилась итальянцам своей мелодичностью. В годы Сопротивления на музыку «Катюши» было написано несколько итальянских текстов, самый известный из них принадлежал партизану Феличе Кашоне из Лигурии. Благодаря ему родилась песня, ставшая гимном всех партизан в Италии, – «Свистит ветер».
Ветер свищет и бушует вьюга,
Босиком, но всё равно идём.
Красную весну себе мы отвоюем,
И пусть солнце знаменем встаёт.
46 дней свободы
В республике Монтефьорино налаживалась новая, свободная жизнь. Народные администрации решали насущные проблемы: восстанавливали дороги и мосты, обеспечивали население продовольствием, были вновь открыты школы, и детей стали обучать не по фашистским, а по новым учебным материалам. Республика Монтефьорино продержалась 46 дней. Немцы бросили на её уничтожение 6 соединений регулярной армии. Отряд Переладова вместе с итальянскими партизанами самоотверженно сдерживал натиск фашистов, но силы были неравными... В конце июля 1944 г. республика Монтефьорино была задушена. Но она осталась в истории как одно из самых главных завоеваний Сопротивления на Апеннинском полуострове.
4 июня 1944 г. англо-американские войска вошли в Рим. На улицы повалил народ – свобода! Спустя 271 день война в Риме была окончена. То тут, то там раздавались крики: «Русские в городе!» Но откуда русским быть в Риме? Ведь советские войска Италию не освобождали… Люди устремились на улицу Номентана – там перед зданием с тремя белыми слонами на барельефе реял красный советский флаг. На балконе второго этажа выстроились люди с автоматами. Повсюду слышалась русская речь. В этом празднике изгнания гитлеровцев из Вечного города участвовали советские граждане, активно сражавшиеся плечом к плечу с римлянами. Среди них были и участники организации Алексея Флейшера. Колонной в полсотни человек они вышли из «Виллы Тай» под советским красным флагом. Этот флаг они сделали из тайского флага, развевавшегося над посольством королевства Сиам, и с ним через весь город пришли в Ватикан – на торжественный приём к Папе Римскому.
Вскоре в Рим прибыли представители советского государства. Флейшер передал уполномоченному по репатриации 182 спасённых им военнопленных, в числе которых было 11 офицеров. Они возвращались домой. Но по законам того времени по возвращении в СССР всем им пришлось помытарствовать – одному меньше, другому больше, всех их неоднократно проверяли.
Флейшер вернулся в СССР позже всех, в 1956-м. Ему не разрешили жить в столице, он работал в Ташкенте картографом. Единственной семьёй для Флейшера были его бывшие соратники – они переписывались, встречались. Благодаря писателю Сергею Смирнову, который опубликовал о партизанах очерк, их перестали считать изгоями, начали приглашать на мероприятия, связанные с войной.
Наиболее благополучно сложилась судьба Владимира Переладова. Он долго работал на Крайнем Севере, потом занимал высокий пост в Госплане СССР. Прожил почти 90 лет.
А русским героям, оставшимся лежать в итальянской земле, установлены памятники и обелиски в Милане, Турине, Генуе, Удине…