«И никакой физкультуры!» Почему гимнастику чуть не забыли навсегда

Фрагмент картины Татьяны Яблонской «Утро». © / репродукция

Хорошо забытое

Но в середине XVI века итальянец Джираламо Меркуриали на основании доступных ему в то время античных источников написал свой знаменитый труд «Искусство гимнастики». В этом шеститомном сочинении Джираламо изложил «все виды упражнений человеческого тела». По сути, это был первый учебник гимнастики. Эпоха Возрождения с её интересом к анатомии, медицине, физиологии и презренному человеческому телу реанимировала то, что было хорошо забыто и лежало в руинах, как поросший травой мрамор римских памятников, по которому гуляли овцы и козы.

   
   

Однако по-настоящему привычная для нас сегодня необходимость делать упражнения вошла в обиход европейской жизни много позже. Как это бывает и в истории отдельных людей, которые впервые начинают делать гимнастику – лечебную и реабилитационную – уже на склоне лет. Как справедливо заметил французский врач Тиссо, по сути, снова введший гимнастику в обиход европейцев: «Движение может часто заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не заменит движения».

Оздоровительное действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы. Интересно, что даже мысленное представление о движении изменяет биопотенциалы мышц, учащает пульс, дыхание. Недаром гимнастику так старательно продвигали именно медики. Книга Тиссо, изданная в 1780 году, «Врачебная гимнастика или упражнения человеческих органов по законам физиологии, гигиены и терапевтики» была переведена сразу на несколько языков.

Вслед за Тиссо знаменитый швед Линг (1776–1839) основывает Стокгольмский гимнастический институт. Кстати, на память о его некогда очень популярной системе до сих пор осталась всем известная шведская стенка.

Элемент Флажок, выполняемый на шведской стенке. Центральный институт гимнастики. Около 1900 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Ответ скептикам

Несмотря на очевидную пользу телесных упражнений («Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений», – писал Гален), победы гимнастики никогда не были простыми.

Даже Платон (сам, кстати, бывший прекрасным атлетом), восхваляя замечательного греческого врача Геродика (V век до н. э.), благодаря которому впервые больные стали обращаться не в храмы, а в гимназии (учреждения, где преподавали гимнастику), не удерживается от иронии: «Геродик был учителем гимнастики. Когда он заболел, то применил для лечения гимнастические приёмы; вначале он терзал этим главным образом самого себя, а впоследствии остальную часть человечества». (Между прочим, страдавший тяжким недугом Геродик прожил тем не менее до ста лет).

А кому нравится, что терзают? Тот же Гален, суровый врач гладиаторской школы, заставлял изнеженных патрициев помимо гимнастических упражнений косить траву, собирать плоды и виноград. В ход шло всё: охота, верховая езда… Как говорится, не хочешь быть счастливым, заставим! В римских термах в специальных комнатах рабы заставляли клиентов делать гимнастические упражнения, подготавливающие к массажу.

   
   
Урок гимнастики в Смольном институте. Санкт-Петербург. 1913 год. Фото: РИА Новости

В ответ скептики как минимум иронизировали. Среди них и сэр Уинстон Черчилль с его ежедневным виски и знаменитым рецептом долголетия: «И никакой физкультуры!» А писатель-революционер Николай Гаврилович Чернышевский? Сколько сарказма вложил он в свой критический отзыв на книгу немецкого врача Шребера «Врачебно-комнатная гимнастика», изданную в 1856 году: «… довольно забавно видеть, до какой степени человек может иногда увлечься какой-нибудь idee fixs. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырёхлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернёр должны сами делать движения для примера.

Учёный до того увлёкся своей наукой, что не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы и пощадить) и советует им переминаться на одном месте.., вертеть ногами.., наклонять туловище вперёд и назад… и приседать».

Действительно смешно. Если не знать, что в Древнем Китае преступника помещали в маленькую камеру, где он мог только сидеть или лежать. Через два месяца его уже не надо было сторожить: он не смог бы бежать, даже имея возможность, – мышцы были атрофированы. А если к этому наказанию ещё добавить телевизор и доставку пиццы…