«Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях».
Эти циничные слова появились в издании The New York Times 24 июня 1941 года. В то время как советские бойцы дрались в Брестской крепости, на восток тянулись колонны беженцев, женщины и дети гибли под гитлеровскими бомбами, в Соединенных Штатах, уютно устроившись в кресле за многие тысячи миль от войны, сенатор от штата Миссури разъяснял репортеру, в чем заключаются американские интересы.
«Дикари и варвары»
Пройдет четыре года, и этот человек отдаст приказ о первой в истории атомной бомбардировке, заметив в дневнике: «…использовать бомбу для поражения военных объектов, солдат и моряков, но не детей и женщин. Даже если японцы — дикари и варвары, беспощадны и фанатичны, мы как лидеры мира не можем сбросить эту ужасную бомбу на старую столицу (Киото) или новую (Токио)... Мы оба согласились с этим. Цель будет чисто военной, и мы предупредим японцев и предложим сдаться, чтобы спасти жизни. Я уверен, что они этого не сделают, но мы дадим им такую возможность».
Человек солжет. Никто не предупредит жителей Хиросимы. В атомном пламени сгинут 75 тысяч жизней: женщины, дети, старики…
Четыре года спустя человек одобрит план «Дропшот», предусматривающий десятки атомных ударов по крупнейшим городам и промышленным центрам Советского Союза, в результате чего должны были быть уничтожены десятки миллионов человек и 85% индустриального потенциала страны.
Политика, который с легкостью утверждал планы, по своей кровожадности не уступавшие гитлеровским, звали Гарри Трумэн. На протяжении без малого восьми лет он являлся президентом Соединенных Штатов.
«Очкарик» идет на войну
Он родился 8 мая 1884 года в городе Ламаре, штат Миссури, в семье фермеров. Семья была небогатой, несколько раз переезжала с места на место в поисках лучшей доли, и Гарри, старшему ребенку, рано пришлось самому учиться нелегкой работе фермера.
В школьные годы он не пользовался популярностью. Тщедушный очкарик в спортивных играх был только помехой, девочки отворачивались от него. Утешение Гарри находил в чтении книг и уроках игры на фортепьяно.
После школы он хотел поступить в колледж, но из-за отсутствия денег вынужден был отказаться от этой идеи. Гарри мечтал о военной карьере, нацеливаясь на поступление в академию Вест-Пойнт, но его забраковала медкомиссия из-за слабого зрения.
В Национальной гвардии медосмотры были не такими тщательными, и за шесть лет службы в артиллерии Трумэн сумел подняться до чина капрала.
Когда США вступили в Первую мировую войну, Гарри присвоили звание лейтенанта. В середине 1918 года в составе американского экспедиционного корпуса Трумэн отправился в Европу. Он участвовал в боях как командир батареи 129-го полка полевой артиллерии 60-й бригады 35-й пехотной дивизии. Благополучно вернувшись домой, капитан Трумэн оставил службу, женился и попробовал себя в бизнесе. Но кризис 1922 года разрушил его экономические начинания.
Под крылом Пендергаста
В двадцатые годы в США ветераны Первой мировой успешно начинали делать карьеры в политике. Для этого, разумеется, нужна была поддержка влиятельного лица. В жизни Трумэна таким стал руководитель аппарата Демократической партии в штате Миссури Том Пендергаст.
Сначала при его поддержке Гарри был избран судьёй округа Джексон, а в 1926 году он стал председателем суда. Восемь лет спустя Пендергаст решит, что его подопечный созрел для больших дел. Усилиями Тома Пендергаста Гарри Трумэн будет избран членом Сената США.
Над Пендергастом уже висели обвинения в коррупции, и он в конечном счете оказался в тюрьме. Но к тому моменту сенатор Трумэн станет уже самостоятельной фигурой.
В годы Второй мировой войны в качестве главы сенатского Комитета по Национальной программе обороны он вскроет факты нецелевого расходования средств, что сделает его популярным в масштабах страны.
Внезапный президент
В 1944 году президент Франклин Рузвельт баллотировался на свой четвертый срок. Консерваторы добились от президента согласия на то, чтобы вместо либерального Генри Уоллеса на пост вице-президента выдвинулся Трумэн.
За счет уважения, которое американский народ испытывал к Рузвельту, Гарри Трумэн стал вице-президентом США.
Его не подпускали к решению важнейших вопросов, он выступал в качестве «свадебного генерала». Тем не менее Трумэн позволял себе критиковать Рузвельта. В частности, он считал, что решения Ялтинской конференции 1945 года — это слишком большие уступки «дядюшке Джо», то есть Сталину.
12 апреля 1945 года, за считаные недели до окончания войны в Европе, умер Франклин Рузвельт. Гарри Трумэн был приведен к присяге в качестве 33-го президента Соединенных Штатов.
«Кровь на моих руках!»
Трумэн очень любил писать в дневниках красивые фразы. Например, вот эту: «У меня нет веры в любые тоталитарные государства, будь это Россия, Германия, Испания, Аргентина, Даго или Япония. Они все строятся на ложной посылке, что ложь справедлива и что старая разоблаченная иезуитская формула о том, что цель оправдывает средства, права, и что необходимо поддерживать власть правительства. Я не согласен и не верю, что эта формула поможет человечеству в осуществлении его надежд».
Красивые обороты, правда? Но что за ними стоит на самом деле? Трумэн не был посвящен в американский атомный проект до вступления на пост президента. Узнав о нем, он пришел в восторг. Трумэн понял, что в его руках оказалась та дубинка, с помощью которой Америка сможет диктовать свою волю миру.
Получив доклад об атомном ударе по Хиросиме, президент воскликнул: «Это самое выдающееся событие в истории!» Через три дня по его приказу в атомный пепел будет превращен японский город Нагасаки.
Никаких «кровавых мальчиков в глазах». Когда руководитель атомного проекта Роберт Оппенгеймер попытался добиться аудиенции Трумэна, чтобы поделиться своими сомнениями в правильности действий США, тот велел ему передать: «Кровь на моих руках!»
«Доктрина Трумэна»
«Холодная война» стартовала при Гарри Трумэне, который весной 1947 года, выступая перед Конгрессом, заявил: «Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против принуждения и запугивания, в нарушение Ялтинских соглашений, в Польше, Румынии и Болгарии…»
Президент США провозгласил политику сдерживания, развязывавшую Соединенным Штатам руки для противодействия «советской угрозе» по всему миру. Эту политическую линию назвали «доктриной Трумэна».
Знаменитая «охота на ведьм» в Америке стала возможной благодаря политической линии Трумэна. В рамках его концепции в 1949 году был создан блок НАТО. Благодаря Трумэну в США принимали коллаборационистское отребье из Украины и Прибалтики, заботились о нем, собираясь использовать его в предстоящем вооруженном столкновении с Советским Союзом.
Дело его живет
Не знавший жалости к японцам, он с легкостью отдал бы приказ об ударе по СССР, если бы знал, что возмездие не придет. Вот только такого шанса Гарри Трумэн так и не получил.
Он покинул президентский пост в январе 1953 года. Консерватор до мозга костей, он и в дальнейшем не изменял себе. Говоря о равенстве, мог откровенно признаться, что предпочитает не иметь дел с чернокожими. Любые меры, направленные на улучшение отношений с Москвой, считал вредными уступками.
Гарри Трумэн скончался в декабре 1972 года в возрасте 88 лет. Глядя на современную американскую политику, понимаешь: этот тот самый случай, когда дедушка умер, а дело его живет.