Грани истории. Писатели и блогеры — за возвращение памятника Дзержинскому

Демонтаж памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади. © / Александр Поляков / РИА Новости

​Вопрос о возвращении памятника революционеру и государственному деятелю Феликсу Дзержинскому на историческое место на Лубянской площади столицы продолжает активно обсуждаться в обществе.

   
   

«Это всего лишь разные грани истории нашей страны»

Ряд российских деятелей культуры, публицистов и блогеров подписали обращение к правительству и мэрии Москвы с просьбой восстановить скульптуру на том месте, откуда ее убрали в 1991 году.

«С момента своей установки в далеком 1958 году в центре архитектурного ансамбля Лубянки работа гениального монументалиста Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова успела стать безусловной частью исторического и культурного ландшафта нашей столицы, — говорится в обращении. — Более того, именно в составе архитектурного ансамбля Лубянской площади — одной из своеобразных „визитных карточек“ исторического центра Москвы, на месте которой, на наш взгляд, зияет сейчас совершенно неправильная и ничем не заполняемая пустота. Как реальный исторический, политический и государственный деятель Феликс Дзержинский до сих пор, по крайней мере, для части нашего общества, безусловно, продолжает оставаться, что называется, спорной фигурой. Но так уж случилось, что памятник ему работы Вучетича и Захарова как памятник трагической и великой эпохи революций и потрясений — абсолютно бесспорен».

Авторы обращения заметили, что возможное возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь «никоим образом не подменяет установленный на этой же площади Соловецкий камень, а, напротив, если хотите, дополняет его. Потому что это всего лишь разные грани истории нашей страны, которую надо любить и принимать такою, какая она есть».

В числе подписавших документ Захар Прилепин, Дмитрий Пучков, Александр Проханов, Семен Пегов, Дмитрий Лекух, Анна Погонина, Дмитрий Стешин, Пётр Лидов, Герман Садулаев, Сергей Колясников и другие.

«Будем рассматривать»

Глава комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов заявил РИА Новости: «Каждое обращение рассматривается в зависимости от сегодняшнего мнения, пожелания жителей, которые будут оценивать то или иное предложение. Мнение может меняться, на моем веку таких было очень много желаний и предложений, чаще всего они возникают в преддверии выборов в различные структуры государственной власти. Обращения я не видел, но могу сказать, что к любому обращению как в думе, так и в правительстве относятся очень серьезно. Я не даю оценку данному предложению, я действую с учетом интересов большинства наших москвичей... Я как представитель одной из ветвей власти не должен опираться на свое личное мнение. Давайте будем рассматривать, я должен быть объективен».

Памятник работы скульптора Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова на площади Дзержинского, ныне Лубянской площади, был установлен в декабре 1958 года. 22 августа 1991 года толпа «победителей ГКЧП» стащила памятник Дзержинскому с пьедестала, и это событие превратилось в символ пресловутой «августовской революции». Статую не разрушили, а отвезли на пустырь, откуда она впоследствии перекочевала в парк искусств «Музеон».

   
   

Разумеется, в 1991 году никто не проводил никаких опросов относительно судьбы памятника. Но уже спустя несколько месяцев, после распада СССР и так называемой «шоковой терапии» число тех, кто поддерживал возвращение памятника Дзержинскому на законное место, стало расти.

Мнение народа и правовой казус

Призывы к возвращению памятника на Лубянку звучат уже около 20 лет. Опрос ВЦИОМ, проведенный, к примеру, в 2013 году, показывал: за восстановление монумента выступали 46 процентов опрошенных, против — всего четверть.

В декабре 2020 года организация «Офицеры России» направила обращение генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой дать оценку переноса в 1991 году памятника Феликсу Дзержинскому с Лубянской площади в Москве и принять меры для возвращения монумента обратно.

В организации обратили внимание на то, что в отношении скульптуры был нарушен закон. Операция по демонтажу памятника осуществлялась на основании Постановления мэра Москвы Гавриила Попова «О демонтаже памятника Ф. Э. Дзержинскому». Вот только Попов не имел подобных полномочий. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327, монумент работы Евгения Вучетича поставлен на государственную охрану в качестве «памятника искусства, подлежащего охране как памятник государственного значения». В декабре 1978 года в РСФСР был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Статья 41 этого документа гласила, что «снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Совета Министров СССР — в отношении памятников общесоюзного значения, Совета Министров РСФСР — в отношении памятников республиканского и местного значения».

Действия же мэра Попова — это не что иное, как деяние, предусмотренное статьей 171 УК РСФСР — «Превышение власти или служебных полномочий».

Понимая правовую коллизию, в последующие годы памятник Дзержинскому постепенно понижали в статусе. 5 мая 1997 года указом Президента РФ Бориса Ельцина памятник Дзержинскому был исключен из числа памятников истории и культуры федерального значения и рекомендован к отнесению к категории памятников местного значения. 11 ноября 1997 года Постановлением Правительства города Москвы ему был присвоен статус памятника истории местного значения.

23 января 2007 года Постановлением Правительства г. Москвы памятнику присвоен статус памятника культурного наследия регионального значения.

Дзержинского из истории не вычеркнешь

Вопрос о возвращении памятника Дзержинскому — это вопрос нашей самоидентификации, отношения к важнейшему периоду в истории страны. У истоков государства, победившего фашизм, среди других деятелей стоял и Дзержинский. Создатель органов госбезопасности, показавших высочайшую эффективность, признанную во всем мире. Спаситель миллионов беспризорников, которых вернули в общество, воспитав из них достойных граждан великой страны. Борец с коррупцией и бюрократией, писавший: «Неудержимое раздутие штатов, возникновение все новых и новых аппаратов, чудовищная бюрократизация всякого дела — горы бумаг и сотни тысяч писак; захваты больших зданий и помещений; автомобильная эпидемия; миллионы излишеств. Это легальное кормление и пожирание госимущества — этой саранчой. В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения».

И ведь, в отличие от многих современных борцов с «жуликами и ворами», Дзержинский умел не только говорить, но и по-настоящему эффективно действовать на любом из направлений, куда его назначали.

Так или иначе, в истории Феликс Эдмундович останется навсегда. Вне зависимости от того, какое в итоге решение будет принято о судьбе памятника.