Гости из склепа. Самые жуткие традиции обращения с останками умерших

Филиппины. Один из гробов после снятия крышки. © / Commons.wikimedia.org

Учёные из Бристольского университета сделали шокирующее открытие. Исследовав останки людей, умерших в эпоху бронзового века, они пришли к выводу, что им находили полезное применение в быту. Кости покойников почитали как семейные реликвии, передавали их потомкам, а иногда мастерили из них музыкальные инструменты. Фрагменты костей умерших хранили в домах, закапывали под полом и даже выставляли на всеобщее обозрение.

   
   

Если вас удивляет хладнокровие, с которым древние предки относились к останкам своих мертвецов, вы, вероятно, не слышали о тех традициях и обрядах, что сохранились в некоторых уголках планеты в наши дни. На их фоне Хэллоуин или какой-нибудь мексиканский День мёртвых покажутся детсадовским утренником.

Фигурки Катрины, главного персонажа Дня мёртвых в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре. Фото: Commons.wikimedia.org

Индонезия: селфи с покойником

На индонезийском острове Сулавеси живёт довольно многочисленный (1,5 млн человек) народ тораджи. Несмотря на официально принятый протестантизм, у него достаточно сильно развиты культ предков и вера в потусторонние силы. К смерти тораджи готовятся с малых лет. Чтобы облегчить покойнику путь в загробную жизнь, ему устраивают пышные похороны с принесением в жертву животных. Они длятся около недели и обходятся семье в кругленькую сумму. А поскольку такие деньги есть не у всех, порой мертвецов держат дома месяцами, копя нужные средства. Раньше их мазали специальными травами, теперь используют формалин или высушивают тела, превращая в мумии.

Тораджи относятся к умершим как к живым: они считают, что человек просто уснул или приболел. С ними беседуют, читают им книги, умывают, приносят еду, которую сами ели за ужином, дарят подарки. Накопив деньги, семья хоронит покойника в склепе, но не прощается с ним. Самое интересное впереди.

Раз в три года аборигены тораджи проводят фестиваль Манене. Усопших достают из склепов, словно новогоднюю ёлку с антресолей, отряхивают от пыли и раскладывают на травке, чтобы просохли. Им заменяют одежду и украшения, причёсывают, проводят косметические процедуры. Подростки делают селфи с прабабушками и прадедушками, которых, возможно, даже не видели живыми, после чего покойников сажают в кресла-каталки и гуляют с ними по деревне, показывая соседям и заезжим туристам. Кульминацией праздника становится семейный обед, где во главе стола восседают они, главные виновники торжества.

Скорбеть и плакать в этот день запрещено. Вдоволь пообщавшись с мертвецами и сделав достаточное количество фоток, аборигены заворачивают тела в погребальные ткани и возвращают их в склепы.

Индoнезия. Фестиваль Манене pic.twitter.com/Xekx0Cu0S9

— Викуля (@victoryufa) May 13, 2020

Мадагаскар: танцы с костями

Похожий обычай есть на Мадагаскаре. Праздник, который проводят там, называется Фамадихана, что можно перевести как «переворачивание костей». По словам местных жителей, это вовсе не траурное мероприятие, а праздник уважения и единения семьи. «Встреча с мёртвыми для нас — момент радости», — говорят они.

   
   

Встреча происходит через семь лет после смерти человека. Родственники извлекают его высохшее тело из склепа, оборачивают в новый шёлковый саван и кладут на помосте в углу двора. Покойнику рассказывают, какие события произошли в семье и мире с момента его отбытия в мир иной, при этом ритуал общения сопровождается строгими табу: труп нельзя класть на землю, показывать на него пальцем и произносить имя усопшего. А главное — нельзя плакать.

Затем укутанного саваном мертвеца берут на руки, поднимают над головой и начинают ходить с ним, пританцовывая, по кругу двора. Ритуал, на который съезжаются все члены семьи, сопровождается песнями, выступлениями приглашённых артистов и обильным угощением гостей. Завершается церемония у семейного склепа. Всё так же, с песнями и танцами, покойника семь раз обносят вокруг гробницы и кладут внутри склепа уже на новое место в соответствии с иерархией. Склеп запечатывают глиной. А циновку, на которой носили труп, разрывают на части и раздают окружающим. Заполучить кусочек такой ткани считается хорошей приметой.

Фамадихана, Мадагаскар. Фото: Commons.wikimedia.org

Филиппины: советы у мумий

На Филиппинских островах существует множество обрядов с мёртвыми. Покойников хоронят в гробах или склепах, а также отдают их останки на съедение птицам. На севере архипелага принята традиция мумифицировать умерших и собирать всех родственников в одной гробнице. Например, в провинции Бенгет живёт народ ибалои, который уже много сотен лет сохраняет тела предков нетленными в пещерах. Они открыты для посещения: учёные и туристы проявляют к ним большой интерес.

И этот интерес вполне оправдан. Филиппинские мумии уникальны: в отличие от египетских в них сохранены все внутренние органы. Ибалои применяют собственные технологии мумифицирования. Одна из них состоит в том, что человеку перед смертью дают выпить соляной напиток (его рецепт хранится в секрете), который обезвоживает тело. После смерти тело омывают и сажают в сухом и тёплом месте. По истечении месяца оно превращается в мумию. Есть и второй способ, побыстрее. Мертвеца помещают над костром и коптят его. Пара дней — и все жидкости из него выпариваются, тело становится сухим и жёстким.

Ибалои верят, что покойники общаются друг с другом после смерти, а потому кладут близких родственников в пещерах бок о бок. А ещё живые регулярно приходят в ним «в гости», чтобы посоветоваться о чём-то или просто помолиться. Аборигены считают, что покойники обладают особой мудростью.

Фото: Commons.wikimedia.org

Китай: посмертный брак

Китайская цивилизация — одна из древнейших на планете, и её влияние на современный мир трудно переоценить. Но есть в её культурном наследии традиция, которая в XXI веке выглядит довольно жутко.

Согласно представлениям китайцев, человек может обрести счастье только в браке. Причём в загробной жизни ему тоже следует быть женатым. Но как быть, если он умер холостым? Всё просто: поженить его после смерти. Такой ритуал называется «минхунь» («посмертный брак»). Самый простой сценарий — влюблённые не дожили до свадьбы, поэтому церемонию бракосочетания проводят с трупами и хоронят их в одной могиле.

Но чаще бывает, что у умершего молодого холостяка не было никакой невесты, и его родственникам нужно срочно её найти. Они готовы платить. И спрос рождает предложение: в Китае существует рынок мёртвых невест. Родители умерших девушек идут на то, чтобы выкопать останки своих дочерей и переместить их в могилу «жениха», с которым она, возможно, и не была знакома при жизни. За это они получают солидный «выкуп», а сами отдают символическое «приданое». Свадебная церемония проходит как обычно, только вместо живых молодожёнов на ней чествуют их портреты.

Высокий спрос на девичьи трупы приводит к разного рода криминальным историям. Проблемой стала деятельность «чёрных копателей». Они похищают женские тела из могил и продают их. По данным профессора Шанхайского университета Хуана Цзинчуня, который изучал обычай минхунь в провинции Шаньси, цена на останки молодых девушек в 2008-2010 гг. составляла 30-50 тыс. юаней (4 390-7 320 долларов). С тех пор она выросла до 100 тыс. юаней (14 640 долларов).

Бывали случаи, когда молодую покойницу пытались украсть прямо с похорон. А в Яньчуане одна женщина собиралась выкупить у медиков останки 15-летней девочки, которую никто не забирал из морга больницы. Женщина говорила, что ей во сне является призрак её брата, умершего холостяком, и требует себе жену.

Если родителям умершего холостяка не удаётся найти мёртвую «невесту», они пытаются заключить брачный договор с ещё живой женщиной. Некоторые пожилые китаянки соглашаются на это ради ежемесячного содержания, которое обеспечивает им безбедную старость.

Справедливости ради, надо сказать, что обычай минхунь практикуется лишь на небольшой части территории Китая. В основном, конечно, в отдалённой глубинке.

Яномами: поедание праха

У индейцев яномами, проживающих на севере Бразилии и юге Венесуэлы, нет кладбищ, поскольку они им не нужны. Когда кто-то умирает, они проводят ритуал, после которого от покойника ничего не остаётся.

Для начала тело разрисовывают и украшают перьями, в рот кладут жевательный табак. Потом усопшего окружают и начинают кричать на него. Так яномами проявляют злость на духа, который отнял у человека жизнь. Они зовут душу покойного назад, умоляя её вернуться в тело. Когда убеждаются, что душа возвращаться не хочет, мертвеца оплакивают и сжигают. Остывший пепел собирают, кости перемалывают в муку и хранят дома. Время от времени этот прах добавляют в пищу. А в качестве поминальной трапезы всем жителям деревни предлагают плантаны (вид бананов), перемешанные с останками умершего.

Женщина яномами с ребёнком, 1997 год. Фото: Commons.wikimedia.org