«Голоса» в голове. Куйбышевский маньяк начал убивать в 17 лет

Maksim Konstantinov / www.globallookpress.com

​В 1996-м сотрудники самарских милицейских подразделений были подняты по тревоге в связи с чрезвычайным происшествием. Из местной психиатрической больницы сбежал пациент, представлявший огромную опасность.

   
   

«Молитесь, чтобы он не натворил новых дел!»

В первую очередь под угрозой оказались малолетние дети — за преступления против несовершеннолетних мужчина, признанный невменяемым, был отправлен на принудительное лечение. Медикам, упустившим опасного пациента, один из милицейских чинов бросил: «Молитесь, чтобы он не натворил новых дел!»

Опасения оправдались: вскоре в дежурную часть поступило сообщение об исчезновении в районе торгового центра двух мальчиков. К счастью, через какое-то время на перепуганных пацанов в парке наткнулся прохожий. Мальчишки сбивчиво рассказывали, что к ним подошел дядя, пообещавший показать кое-что интересное. Он отвел их в парк, но потом убежал.

Как было установлено, маньяка спугнули находившиеся в парке люди. Спустя несколько часов беглеца задержали с порножурналами в руках. «Больше ты на свободу не выйдешь никогда», — пообещали ему оперативники.

14-летний пенсионер

В первые годы своей жизни Володя Усов ничем не отличался от сверстников. В семье у него злоупотребляли алкоголем, но такие проблемы были у многих. Странности Вовы казались обычными для его возраста, но в 5-м классе он внезапно стал прогуливать школу.

Прогулы стали систематически — вместо уроков мальчик слонялся по улицам и скверам. Родителям он объявил, что так ему велят делать «голоса в голове». Поначалу всерьез это не приняли, но, когда после летних каникул Володя пришел в бешенство от одного упоминания о школе, буквально кидаясь на мать, его решили показать психиатру. Врач поставил диагноз: шизофрения в параноидной форме. В 14 лет Усов официально был признан инвалидом, и ему назначили пенсию.

Свободного времени у подростка стало хоть отбавляй, а «голоса» звучали все громче. Причем их «разговоры» звучали жутко: психически больной стал подумывать об изнасиловании мальчика. В 17 лет Усов решил претворить свои чудовищные мысли в жизнь.

   
   

«Пойдем в лес за орехами?»

1 августа 1974 года в окрестностях Куйбышева был обнаружен труп ребенка. В милицейской сводке говорилось: «В лесном массиве в 2 километрах от поселка Управленческий обнаружен труп мальчика в возрасте 7-10 лет с признаками насильственной смерти и акта мужеложства. В ходе первичного осмотра на трупе выявлены следы удушения, а также обнаружена ампутация полового члена орудием, похожим на нож или лезвие бритвы».

Погибшего мальчика к тому времени искали двое суток. Он играл со сверстником, когда к ним подошел незнакомый парень, предложивший поехать в лес за орехами. Один из детей отказался, а второй согласился и ушел с неизвестным. Владимир Усов отвел ребенка в лес, надругался над ним, а затем убил. На след преступника напасть не удалось: прошел сильный ливень, и у тела практически не осталось следов. Что до второго мальчика, то он не смог дать четкого описания незнакомца.

Уже спустя неделю Усов совершил новое преступление — на окраине села Ягодное он встретил 5-летнего мальчика, угостил конфетой, заманил в лес, где изнасиловал и убил. Найти тело пропавшего ребенка в лесу смогли только через две недели.

Маньяк убил ребенка в нескольких десятках метров от матери

После того, как две первых расправы сошли ему с рук, Усов стал наглеть. 11 августа 1974 года он напал на 7-летнего Валеру среди бела дня, прямо на автостанции города Тольятти. Мальчик попросился в туалет, и мама отпустила его, считая, что никакой опасности тут нет — общественная уборная находилась в нескольких десятках метров, в прямой видимости.

Когда ребенок не появился через 15 минут и в туалете его не оказалось, мать Валеры забила тревогу. Милиционеры прочесали окрестности и через час обнаружили тело мальчика в кустах, в 50 метрах от автовокзала. Усов пообещал любознательному ребенку показать редкую птицу, и тот пошел за ним. Когда преступник попытался изнасиловать Валеру, тот стал вырываться и кричать. Опасаясь разоблачения, маньяк убил ребенка.

Милиция проверяла ранее судимых, лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но все было тщетно. Выдвигавшиеся версии опровергались при проверке. Преступления на время прекратились — напуганный случаем на автостанции, Усов решил затаиться.

Последняя расправа

Но «голоса» в голове не унимались, и весной 1975 года он вновь вышел на охоту. Встретив 7-летнего мальчика по имени Андрей, он заманил его в заброшенный сад, где попытался изнасиловать. Ребенок закричал, и Усов начал его душить. В этот момент поблизости появились люди, и преступник сбежал. Выжившего Андрея подобрали прохожие, но дать четкого описания изверга он тоже не смог.

Летом 1975 года Усов в районе дачного поселка Горелый Хутор встретил двух мальчиков Сашу и Толю. Он позвал их с собой — якобы на даче у него было много клубники, и он хотел угостить ребят. Поехал с щедрым незнакомцем только 11-летний Саша. В лесу Усов напал на мальчика, изнасиловал его, затем нанес несколько ударов ножом, после чего задушил. Затем преступник собрал большую кучу из сухого хвороста, завалил им труп и поджег.

Усов перемещался на велосипеде, но свой транспорт после убийства он бросил рядом с местом расправы. Оперативники, обнаружив велосипед, впервые смогли получить отпечатки пальцев преступника.

Диагноз подтвердили в столице

Круг подозреваемых постепенно сужался, но попался Усов в какой-то степени случайно. Помимо убийств и изнасилований, он промышлял мелкими кражами. Как-то он решил за поездку в такси расплатиться женской брошкой. Водитель, заподозривший неладное, сдал странного пассажира в милицию.

При осмотре вещей задержанного было найдено нечто странное — вырванная страница из журнала, на которой была изображена мадонна, кормящая грудью голого младенца. Это настолько не походило на сферу интересов обычных советских подростков, что милиционер спросил у задержанного: «Это тебе зачем? Не ты ли мальчишек пытаешь?» Усов, совершенно не ожидавший такого поворота, признался в преступлениях. Экспертиза подтвердила его вину.

Следователей потрясли и юный возраст злодея, и жестокость, которую он проявлял. Тем не менее диагноз, поставленный ему ранее, решили проверить. Усова отправили в Москву, в Институт Сербского. Лучшие столичные психиатры работали с убийцей практически весь 1976 год, после чего подтвердили диагноз, поставленный в Куйбышеве. Невменяемость избавила маньяка от перспективы расстрела.

Смерть как освобождение

1 июня 1977 года коллегия Куйбышевского областного суда вынесла определение о направлении Усова на принудительное лечение в психиатрической клинике. Его отправили в Казань, в заведение специализированного режима, где он пробыл до середины 1990-х.

Затем врачи дали разрешение на перевод Усова в Самару, поближе к матери, в больницу с менее строгими правилами. Как раз во время одной из прогулок с мамой по больничному двору в 1996 году Усов и совершил побег, едва не обернувшийся новыми смертями.После задержания церемониться с маньяком не стали, немедленно отправив назад, в Казань, установив для него максимально жесткий режим.

Когда в 2006 году из казанского спецучреждения пришла новость о том, что Владимир Усов скончался, в Самаре вздохнули с облегчением. Для тех, кто знал о событиях 1970-х не понаслышке, кошмар закончился только тогда, когда убийца перестал существовать.