Французский виконт и 120 000 мертвецов. Как строили Суэцкий канал

Суэцкий канал. Порт Саид. © / Collectie Stichting Nationaal Museum van Wereldculturen / Commons.wikimedia.org

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, и являющийся кратчайшим водным путем между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана — важнейшая артерия мировой торговли. Доходы Египта от транзита судов через Суэц в 2018 году составили около 6 миллиардов долларов.

   
   

Сегодня представить себе мир без Суэцкого канала очень сложно. Тем не менее, проект его строительства был реализован сравнительно недавно, во второй половине XIX века.

«Канал фараонов» и бессилие Наполеона

Мысль о канале возникла еще в древности, и тогда же была впервые реализована. Так называемый «Канал фараонов», соединявший Суэцкий залив Красного моря с Нилом, был построен во II тысячелетии до нашей эры.

Впоследствии канал несколько раз восстанавливался как египтянами, так и завоевателями, пока окончательно не прекратил свое существование в VIII веке новой эры.

В 1798 году во время египетской кампании Наполеон всерьез заинтересовался вопросом строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Комиссия инженера Лепера оценила стоимость реализации проекта в 40 миллионов франков. Однако в 1800 году Наполеон, получив доклад инженеров, заявил: «Это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

Проект канала. Источник: Public Domain

Связи виконта де Лессепса

Спустя полвека потребность в канале значительно выросла. Развитие капиталистических отношений ускоряло жизнь в целом и требовало ускорения сроков перемещения товаров по земному шару.

Путь в страны Азии вокруг Африки уже не устраивал европейских предпринимателей. Существовала, конечно, альтернатива — грузы, прибывавшие в средиземноморские порты Леванта, перевозили побережью Красного моря или Персидского залива сухопутным путем, после чего снова грузили на корабли. Однако подобная логистика тоже не отличалась удобством.

   
   

В 1840-х годах идея проекта носилась в воздухе. Среди тех, кто пытался ухватиться за нее первым, был и Фердинанд Марк, виконт де Лессепс. Этот французский дипломат работал в Египте в 1830-х годах и обзавелся крепки связями с местными властями.

В 1854 году пашой Египта стал Мухаммед Саид-паша, который давно знал и хорошо относился к Лессепсу. В 1855 году Саид-паша одобрил идею создания компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

Решение Саид-паши было подтверждено фирманом турецкого султана, но это было мало. Лессепсу нужны были средства на стройку.

Фердинанд де Лессепс. Источник: Public Domain

Одним — прибыль, другим — смерть

В 1859 году в Париже была основана «Всеобщая компания Суэцкого канала». 53% паев акционерной компании отдавалось Франции, только 44% — египетскому правительству и 3% — другим государствам. При этом акционерам уходило 74% прибылей, 15% шло напрямую Египту.

Египет принимал на себя обязательства о передаче канала в собственность компании сроком на 99 лет. Кроме того, власти Египта обязались предоставить не менее 80 процентов необходимой рабочей силы, а также обеспечить стройку транспортом и необходимым оборудованием.

25 апреля 1859 года строительство началось. Многие историки отмечали, что его успех стал возможен во многом благодаря энергии и настойчивости виконта де Лессепса.

О поте, крови и слезах рабочих говорят и пишут меньше.

Большую часть строительства, растянувшегося на десять лет, работы велись без средств механизации. Канал рыли лопатами, под палящим солнцем, в условиях пустыни, при острой нехватке питьевой воды. Путь в 164 километра через болота, пустыни и солончаки для многих стал последним. Египетские власти сгоняли людей на стройку десятками тысяч. Многим было не суждено вернуться домой. Некоторые историки полагают, что за десять лет строительства Суэцкого канала погибли около 120 тысяч рабочих.

Суэцкий канал. Фото: Commons.wikimedia.org/ Collectie Stichting Nationaal Museum van Wereldculturen

Верди опоздал

Всего было перемещено около 75 млн кубометров грунта. Стоимость, которую называла в свое время комиссия Лепера, и близко не была похожа на действительное положение вещей. Суэцкий канал обошелся в 575 млн франков, что составляет около 9 миллиардов долларов в ценах XXI века.

Справедливости ради, усилиями виконта де Лессепса к середине строительства был решен вопрос с пресной водой за счет подводки к трассе пресноводного канала. А в последние годы работы в Египте появились даже экскаваторы.

Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря — 9,2 км и Суэцкого залива — около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120–150 м, по дну—45—60 м.

Торжественное открытие канала состоялось 17 ноября 1869 года. Это было событие огромного международного значения. В нем приняли участие французская императрица Евгения, австрийский император Франц-Иосиф, прусский принц, писатели Эмиль Золя, Теофиль Готье, Генрик Ибсень и другие. Россию представлял посол в Османской империи граф Николай Игнатьев.

Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось Египту еще в 28 миллионов золотых франков. По заказу Исмаила-паши, сменившего Саида-пашу, итальянский композитор Джузеппе Верди писал оперу «Аида», которая должна была прозвучать на открытии Суэцкого канала. Верди, однако, не уложился в срок, поэтому премьеру оперы заменили праздничным балом.

Фото: Commons.wikimedia.org/ Collectie Stichting Nationaal Museum van Wereldculturen

«Панама»: как второй канал Фердинанда де Лессепса обернулся скандалом

Окончание строительства превратило Фердинанда де Лессепса во всемирную звезду. В 1869 году он стал кавалером Ордена Почетного легиона, почётным членом Английского королевского общества, членом Французской академии.

В 1880 году была основана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала, президентом и генеральным директором которой стал Фердинанд Лессепс, а его сын, Шарль Лессепс, стал вице-президентом.

Лессепсу-старшему верили, помня об успехе Суэцкого канала. Акции компании приобрели более 800 тысяч человек. Стройка, однако, забуксовала, из-за непродуманности проекта, а также из-за крайне тяжелых условий. Если в Египте рабочих косили невыносимая жара и жажда, то в Панаме болезни, в первую очередь малярия и желтая лихорадка. В 1888 году, когда работы были осуществлены лишь на треть, стройку приостановили. 4 февраля 1889 года было официально объявлено о банкротстве и ликвидации Панамской компании.

В ходе расследования, начатого французскими властями, были выявлены факты расточительства, халатности, некомпетентности и коррупции в высших эшелонах власти. Выражение «панама» стало синонимом крупной аферы сначала во Франции, а затем и в других странах.

Фердинанд Лессепс был отдан под суд и приговорен к пяти годам тюрьмы и денежному штрафу. Но за решетку его не отправили, приняв во внимание 87-летний возраст и прежние заслуги.

Виконт де Лессепс умер в 1894 году. У него было 17 детей, но главным детищем навсегда остался Суэцкий канал.