Вечером 15 апреля в Париже загорелся собор Парижской Богоматери. Огонь полностью разрушил шпиль, знаменитые часы и крышу собора. При этом основную конструкцию собора, как сообщили в местной пожарной службе, удалось сохранить. Нотр-Дам де Пари был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.
Объект культурного наследия был построен на месте христианской базилики Святого Стефана, которая была возведена на месте языческого храма, посвященного Юпитеру. Строительство собора началось в 1163 году. Вначале были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, к ним добавили главный фасад и башни. Затем в 1250 году был построен фасад северного крыла, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла собора. Окончательно строительные работы закончились в 1345 году, через 182 года с момента начала строительства. С тех пор Нотр-Дам стал для французов не просто символом страны, а некой духовной скрепой, рассказывает заведующий кафедрой социальной истории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Павел Уваров.
Собор Парижской богоматери — практически первый городской готический собор, построенный в XII веке. В то время около Парижа подобной постройкой было бенедиктинское аббатство Сан-Дени, но оно находилось не в крупном городе, а в северном пригороде Парижа. Церковь на месте этого собора существовала давно, с незапамятных времен, но она была перестроена. В 1160-е годы по инициативе епископа Мориса де Сюлли началось возведение этого храма. В течение многих веков собор строили, добавляли и наращивали дополнительные концепты, меняли витражи и т.д.
При строительстве были использованы элементы пламенеющей готики — витиеватого стиля поздней готической архитектуры, популярного во Франции в XIV-XV веках. Украшая собор горгульями, архитекторы того времени хотели отличиться — с одной стороны, смешным, а с другой — страшным убранством. По одной из теорий, средневековый человек таким образом вытеснял свои страхи, вынося их наружу. Собор должен был отражать весь мир, поэтому демоны, химеры и горгульи устанавливались наверху как образ того, что постоянно искушает человека, а внутри и на фасаде были уже фигуры праведников и святых. Считалось, что люди, приходя в храм, могли видеть контраст между божественным и хаотическим.
В XII и XVIII веках Нотр-Дам не почитался так, как сегодня. Здание собора считали довольно мрачным, а в рамках господствующих тогда вкусов — сначала барокко, а потом классицизма — подобные творения считались варварскими и «уродскими». Архитекторы того времени отдавали предпочтения античным формам и пропорциям, с колоннами и портиками, но до Норт-Дама руки у них не дошли, что сохранило для потомков готический стиль собора. Только в начале XIX века с расцветом романтизма оценили всю красоту и значимость готического искусства. Именно тогда знаменитый французский архитектор и реставратор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк взялся за обновление этого здания. Что сейчас сгорело — это то, что в основном построил он в XIX веке. Ему удалось многое изменить в соборе для восстановления его исторического облика, ведь после Великой Французской революции собор был разграблен и долго стоял в запустении. Его даже собирались снести, но благодаря французскому писателю Виктору Гюго выдающуюся готическую постройку удалось спасти. После выхода «Собора Парижской богоматери» общественное мнение заставило власти найти средства на реконструкцию. Кое-что было построено заново. Нотр-Дам сильно не пострадал в время революции, но реставрация начала XIX века сейчас могла бы показаться варварством. Тогда не было стремления сохранить элементы прошлого, зачастую перестраивали все. К примеру, Виолле-ле-Дюк начинал с реставрации базилики Сен-Дени — там он реставрировал две башни, и одна из них взяла и упала. Восстанавливать ее не стали.
До сих пор Нотр-Дам остается одним из самых посещаемых мест во французской столице. А сам Париж — это не только святыня для французов, это общехристианская и общемировая сокровищница. Поэтому — такая болезненная реакция возникла на этот страшный пожар. Во многих городах Франции, конечно, святыни свои — кто-то будет считать главным собором базилику святого Дионисия, для некоторых это будет Лионский собор, некоторые будут считать основным Кафедральный собор в Сансе, но для всех жителей Нотр-Дам — это значимая историческая ценность. Для французов этот собор является одним из символов страны. Во-первых, потому что Париж — столица централизованного государства, которых не так много в Европе. Уже с конца XII века всем было ясно, что это caput civitas — столица, глава всех городов, где главным местом был как раз этот собор.