Июль 1917 г. называют ключом ко всей революции. Именно тогда окончательно определились лагеря и противники - Керенский получил верховную власть и поддержку страны, Ленина объявили вне закона.
Что же произошло за эти несколько месяцев? Почему Ленину, которого совсем недавно приветствовали многотысячные толпы, пришлось бежать в Разлив, а потом и дальше - в Финляндию? И почему именно в Разлив, в шалаш, ставший символом большевистского подполья, а потом и мишенью анекдотов?
«Бить по головкам»
Именно к этому периоду относятся знаменитые слова Ленина, которые часто передёргивают, чтобы показать его кровожадность: «А сегодня гладить по головке никого нельзя - руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно… Должность адски трудная!»
Кого именно бить, Ленин не уточнил. Однако выходит, что под раздачу должны были попасть не классовые враги, а свои же революционные соратники.
Потому что политические противники Ленина в этот момент по иронии судьбы делали всё, чтобы приблизить торжество большевиков. Каждый из шагов Временного правительства, направленный на выход из кризисной ситуации, оказывался ошибочным - производство падало, цены и безработица росли, подступал продовольственный кризис. Росло и недовольство.
Ближайшие задачи большевиков Ленин видел в том, чтобы укреплять позиции в Советах, а сами Советы превращать в альтернативную систему органов власти. Но тут грянуло широко разрекламированное Июньское наступление. Шанс для Временного правительства. Военным успехом очень просто заткнуть рты смутьянам и продемонстрировать свою силу и устойчивость. Поначалу так и шло. Первые успешные бои сказались даже на экономике - укрепился курс рубля, подскочили вверх биржевые котировки русских ценных бумаг...
Всё рухнуло в одночасье. Наступление провалилось с треском. Люди на фронте отказывались воевать. Тыловые части отказывались идти на фронт. В Петрограде снова, и в который раз, взбунтовался гарнизон. Кадеты вышли из Временного правительства. Само оно оказалось на грани развала. Начались стихийные демонстрации. Оставалось их только возглавить и направить…
Решение очень соблазнительное. И многие соратники Ленина соблазну поддались. Вот что говорил и. о. начальника контрразведки Петроградского военного округа капитан Борис Никитин, описывая попытки демонстрантов захватить Зимний и Таврический дворцы: «Нас окружала тесным поясом лавина в несколько десятков тысяч человек. Большевики действительно постарались нагнать как можно больше народа».
Абстрактным «большевикам» в данном случае противостоит конкретный Ленин. Который, будем честны, проморгал эти события, отдыхая на загородной даче Бонч-Бруевича. И, узнав об их массовости и о роли, которую сыграли в них его товарищи, пришёл в ярость, что с ним бывало редко: «Бить, бить, бить вас всех надо!»
Однако момент был упущен. Теперь на партию и лично на Ленина можно было повесить всех собак - и организацию демонстраций, и развал армии, и крах наступления на фронте. Речь для Ленина шла не о развитии успеха, а о том, чтобы остаться в живых. Керенский, только что ставший премьером, дал приказ о его аресте. Генерал Пётр Половцов в ответ на вопрос: «Каким вы хотите получить этого господина - в целом виде или в разобранном?» - цинично намекнул: «Арестованные часто делают попытки к побегу».
Кто гений подполья?
«Знаете, ведь до самого последнего момента Ленин думал сдаться властям. Сдаться, потребовать гласного суда и уже там полностью доказать свою правоту. Думаю, что это ему бы удалось». Старший научный сотрудник Историко-культурного музейного комплекса в Разливе Борис Ривкин аккуратно гасит окурок в урне. От сарая рабочего Николая Емельянова, где в первые несколько дней скрывались Ленин и Зиновьев, нас отделяет забор. Чуть поодаль высыпается из автобуса очень громкая группа китайцев. На «святые для каждого коммуниста» места они предпочитают смотреть из-за заборчика, не тратясь на входные билеты.
И зря. Если не пройтись по участку Николая Емельянова, вряд ли поймёшь, почему именно этот уголок стал временным убежищем вождя мирового пролетариата.
Сестрорецк - удивительно спокойный, красивый и ухоженный город. Таким он был и в те далёкие времена. За весь кипучий, бешеный, страшный 1917 г. здесь не было ни грабежей, ни мародёрства. Хотя рабочие сестрорецких оружейных заводов частенько сидели в каталажке. Но - исключительно за «подстрекательство к бунту». Что неудивительно - на одном только здешнем заводе было 460 большевиков. А, к примеру, в обширной Вятской губернии - всего лишь 190.
«Этот токарь Николай Емельянов не был ни самым лучшим, ни самым отчаянным, ни самым идейным большевиком, - признаётся Борис Еремеевич. - Почему его выбрали? Участок уж больно хорош. Во-первых, всем известно было, что Емельянов сдаёт его дачникам. Одним больше, одним меньше - подозрений не вызовет. Весь шиповником оброс - с ходу не разглядишь, кто там прячется. И на отшибе - лишние люди ходить не будут. И озеро под боком. Если что - на лодочку, и только тебя и видели. Ну и сам Емельянов, как только пришло задание от ЦК укрыть человека, тут же объявил местным, что покупает корову. А на досужие вопросы, кто сено для коровы косить будет, ответил, что наймёт чухонцев каких-нибудь. Чухонцам, то есть финским батракам, платили тогда 58 копеек в день. Так что мог себе позволить…»
И лодочка, и косы, и коровья легенда пригодились уже через пару дней, когда из-за полицейской активности всё-таки пришлось сменить более-менее комфортабельный сарай на шалаш в заливных лугах. Тогда Ленин пересёк озеро. Сейчас, чтобы добраться до шалаша, придётся вызвать такси. Но всё равно к настоящему шалашу ещё идти и идти.
Закосить от революции
«К сожалению, в этом году шалаш не такой уж настоящий», - сокрушается научный сотрудник Историко-культурного музейного комплекса в Разливе Маргарита Иванова.
Отперли строго охраняемый железный забор, и я сунулся в святая святых. Н-да… Даже у невысокого Ленина ноги должны были торчать наружу. А ведь он жил здесь не то две недели, не то все три с половиной. И не просто жил, а работал - книга «Государство и революция» написана в этом самом шалаше.
«Чухонский шалаш - он здорово устроен, - продолжает Маргарита. - Предбанник, а за ним - большая круглая копна, где делали просторную, тёплую берлогу. Вот как раз этим «жилым модулем» сейчас в спешке пренебрегли. А так там места хватало и для Ленина, и для Зиновьева, и для Емельянова, который их там иногда навещал…»
«А почему у Ленина был такой маленький размер ноги?» - в разговор неожиданно внедряется любопытная девочка лет десяти - шалаш обступила очередная экскурсия. Вопрос, как мне потом сказали, ещё не самый бестолковый, бывают и похлеще: «Правда, что Ленину бороду и усы сбрил в Разливе сам Сталин? И брил обломком косы?»
«Приходится объяснять, что Сталин в Разливе не был ни разу и что для фото на подложный документ Ленина брили вовсе не обломком косы, а нормальной бритвой», - говорит Маргарита.
Коса, равно как и лодка, и таганок, и прочая утварь, - всё настоящее, бывшая собственность Николая Емельянова. Коса маленькая - такой впору косить разве что подростку. Специально для невысокого вождя?
«Многие так думают. И ошибаются. Здесь все косы такие. Земля неровная, камней много - короткой косой лучше получается…»
Туристы разбрелись по территории, делясь впечатлениями, а я остался у шалаша в раздумьях. История остроумного ухода от слежки в последний момент, конспирация на скорую руку, Зиновьев, который пытался охотиться с ружьём и напоролся на местного егеря… Ленин, если подумать, всё это время ходил на волосок от разоблачения. И гибели. Либо невероятное везение, либо такое же невероятное разгильдяйство и идиотизм Временного правительства и лично Керенского. Потому что события лета 1917 г. отлично показывают: всё в партии большевиков, а значит, и вся революция, держалось только Лениным. С его устранением история пошла бы совсем другим путём.
Хроника
15 июля. На фоне двоевластия (Временное правительство и Петросовет) происходит распад правительственной коалиции.
16 июля. Пользуясь этим, анархисты и большевики начинают агитацию среди солдат и матросов в пользу свержения Временного правительства. Зиновьев на заседании Петросовета (Таврический дворец) требует всей полноты власти.
17 июля. Утром в Петрограде высаживаются тысячи матросов из Кронштадта. Большевики принимают решение возглавить «мирную, но вооружённую демонстрацию» с требованием передать всю власть Советам. Многотысячные колонны движутся к Зимнему дворцу, неустановленные личности открывают по ним пулемётный огонь. Командующий войсками Петроградского военного округа Половцов приказывает артиллерии рассеять толпу у Таврического дворца. После нескольких залпов все разбегаются, но матросы занимают Петропавловскую крепость.
18 июля. Начинаются аресты большевиков. Верные Временному правительству войска занимают их штаб-квартиру и редакцию «Правды».
19-21 июля. Петропавловская крепость сдалась. Прибывший военный министр Временного правительства Керенский возглавил кабинет министров.
22 июля. Ленин и Зиновьев бегут в Разлив.
Викторина «100 лет революции»
Мы продолжаем викторину «100 лет революции». До 7 ноября на страницах «АиФ» будут публиковаться вопросы, отвечая на которые вы сможете проверить свои знания по истории вообще и истории русской революции в частности. Правильные ответы - в каждой следующей публикации проекта «100 лет революции» в еженедельнике «Аргументы и факты».
1. Министр земледелия и лидер партии эсеров Виктор Чернов в ходе июльского восстания был арестован анархистами. Его избили и готовились линчевать. Кто спас его от разъярённой толпы?
- Врач и революционер-большевик Николай Семашко.
- Прапорщик 703-го Сурамского полка Афанасий Ремнёв.
- Лидер «неприсоединившихся социал-демократов» Лев Троцкий. Статья по темеВеликой Отечественной могло не быть?
2. Владимиру Ленину перед его побегом из Разлива в Финляндию был сделан подложный документ, для которого вождя побрили и привели в неузнаваемый вид. На чьё имя он был выписан?
- Рабочего-оружейника Константина Петровича Иванова.
- Рабочего-жестянщика Николая Захаровича Тулина.
- Рабочего-столяра Петра Лукича Никифорова.
3. Александру Керенскому удалось переломить ситуацию в свою пользу. Как он оценил июльские события?
- «Я верю в разум и совесть русского народа. Только решительным уничтожением элементов, преследующих свои групповые и партийные интересы, может быть укреплено Российское государство».
- «Контрреволюция может проникнуть к нам только через одну дверь: через большевиков. То, что делают теперь большевики, это уже не идейная пропаганда, это - заговор».
- «Всякое сопротивление законной власти будет подавлено на месте силой. Сопротивляющиеся будут уничтожены. Всё их имущество будет без промедления роздано защитникам отечества».
Ответы на вопросы предыдущей викторины (см. «АиФ» № 20).
1. Стать актёром; 2. «Отслужу молебен»; 3. Клоун.