Фабрика счастья. Забытая история парка Горького

Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького открылся для посетителей 85 лет назад – 12 августа 1928 года. Начавшийся как эксперимент по созданию резиденции для идеального отдыха рабочих, в 2011 году парк снова стал подопытной площадкой.

   
   
Фото: ru.wikipedia.org

Выставочная планировка

Основная часть сегодняшнего парка осталась в наследство от проходившей вблизи Нескучного сада в 1923 году Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. На расчищенных 100 га в императорские времена здесь располагались городские огороды москвичей, которые после революции превратились в стихийную свалку. Для проведения выставки на пустыре суммарно поставили 255 павильонов и хозяйственных построек, большинство из которых спроектировали зодчие Константин Мельников и Иван Жолтовский.

На «Выставке образцов трофейного вооружения» на Пушкинской набережной ЦПКиО имени Горького в в 1946 году. Фото РИА Новости

Получившиеся здания считались одним из первых опытов русского архитектурного авангарда. Сохраниться до сегодняшнего дня из них удалось лишь одному – «шестиграннику», расположенному слева от главного входа. 19 августа 1923 года он назывался павильон «Машиностроение» и был зарегистрирован как единственное железобетонное строение на всей территории. Изначально сюда свезли новинки сельскохозяйственной техники: веялки, сеялки, молотилки, плуги, тракторы и зерноочистительные машины.

Выставка достижений проработала до лета 1924 года. В 1925 на ее месте открылось первое в союзе автомобильное биеннале. В 1929 году «шестигранник» отвели под вернисаж Общества московских художников, а во внутреннем дворике организовали летний ресторан. В 1950-х один из отсеков павильона был определен под танцевальный зал. В 1980 году здание опустело и начало разрушаться. С середины 1990-х власти предпринимали несколько безуспешных попыток отремонтировать «Машиностроение», в будущем строение может занять располагающийся по соседству центр современной культуры «Гараж».

Павильон-«шестигранник», фото 1930-е гг.

Городской курорт

В 1929 году первым директором парка по просьбе Сталина стала Бетти Глан: 25 летняя девушка из Киева уже успела проявить себя, управляя культурными клубами. Менеджерский опыт и активность пригодились: по воспоминаниям самого директора, штат учреждения доходил до 2,5 тыс. человек. Все они разрабатывали и претворяли в жизнь план создания идеального места отдыха для «освобожденного пролетариата». К лету 1930 года художники-декораторы Владимир и Георгий Стенберги покрасили и оформили все выставочные павильоны, за работу с формами взялось отдельное архитектурное бюро под руководством сначала Эля Лисицкого, а затем Александра Власова. В обсуждении всех проектов участвовал и Иван Жолтовский. За семь последующих лет структура парка приобрела современный вид. Зодчие придумали «Зеленый театр» на 2 тыс. мест, «остров танцев» с верандой посередине Голицынского пруда, площадь с фонтаном, оформление набережной, заложили аллеи.

Вблизи Пушкинской набережной работали «Городки однодневного отдыха» – особый и почти забытый сегодня атрибут социалистического досуга. Располагавшиеся здесь летние домики были чем-то вроде пансионатов короткого пребывания, суммарно рассчитанных на тысячу человек. Главная задача проекта заключалась в создании своеобразной зоны отдыха в черте города. На Москве-реке были огорожены естественные бассейны, на набережной поставили шезлонги и душевые, работали столовые и читальные залы, а посетителей встречал обученный персонал. Судя по всему, подобных городков в центральном парке и Нескучном саду было несколько: для «стахановцев», детей, семей, инженеров и молодых людей. Путевки в подобные пансионаты, как правило, выдавали предприятия. Не отличившиеся на службе могли попасть в зону, купив билет за 15-17 рублей. Просто пройти в парк стоило 30 копеек, за аттракционы приходилось платить отдельно. Несмотря на дороговизну развлечений и неразвитую транспортную инфраструктуру Москвы, в своих мемуарах Бетти Глан указывает, что в праздничные дни число посетителей доходило до 100 тыс. человек — цифра, эквивалентная сегодняшним показателям. Помимо аттракционов и домов отдыха гостей развлекали в семи работающих ресторанах, в «Зеленом театре» транслировали кинофильмы, а у Голицинского пруда устраивали танцевальные встречи.

Карнавал в Парке горького в 1938 году. Фото РИА Новости

Тогда же в парке нашли приют привычные московские шарлатаны – например, предсказатели. «Кожебаткин по линиям рук и по почерку «предсказывал» посетителям парка их будущее, «узнавал» прошлое, «определял» характер. Аферист давал клиентам письменные стандартные ответы. За каждую «консультацию» Кожебаткин получал не менее 7 рублей, обманывая таким образом ежедневно десятки доверчивых посетителей парка», – обличала одного из них в 1937 году газета «Правда».

   
   

У парка появился и свой неофициальный символ – знаменитая скульптура «Девушка с веслом», которую для главного фонтана в парке в 1936 году изготовил Иван Шадр. Простоять изваянию удалось совсем недолго: уже в 1941 году скульптура была разрушена. В 2011 году у Голицинского пруда появилась альтернативная «Девушка с веслом», выполненная по одному из тиражируемых проектов Ромульда Иодко.

Фото: ru.wikipedia.org

Показательные выступления

Имя Максима Горького центральный парк получил в 1932-м, в год празднования 40-летнего юбилея общественной деятельности литератора. С этого момента в ЦПКиО начинают водить почти все приезжающие в Москву делегации. Интерес властей к проекту объясним. По свидетельству историка Катарины Кухер, здесь работал своеобразный методический центр, который должен был разработать концепцию развития однотипных парков по всей стране. Идеологи не раз подчеркивали их отличие от зарубежных зон отдыха. «Он не ослепляет посетителя своей иллюминацией, которой в буржуазных странах посетителя хотят заставить забыться от той трудной и проклятой жизни, в которой он живет вне парка. Нет, в наших парках рабочие – хозяева жизни, они не ищут ни беснования огней, ни дурмана. Здесь, в этом парке, московские пролетарии культурно отдыхают, и здесь бьётся пульс той же самой жизни, какая кипит за воротами парка», – говорилось в вышедшем в 1935 году путеводителе. На парке Горького апробировали своеобразную концепцию идеального отдыха. Удалась задумка лишь отчасти: простые посетители парка и многочисленные предприятия вывозившие своих сотрудников на коллективные прогулки, сталкивались с толчеей, очередями и выражали недовольство. Настроения людей отметила в своем заключении от 1932 года проверяющая комиссия. «В парке на рабочего идет охота, и не проявляется никакой заботы о том, чтобы обеспечить отдыхающих достаточным количеством сидячих мест», – говорится в документе.

Несмотря на огрехи, получившийся проект центрального парка культуры и отдыха растиражировали в крупных городах, а московский образчик с гордостью показывали. В число поклонников опыта входил английский публицист Герберт Уэллс, посетивший Москву в 1934 году по приглашению Иосифа Сталина. Именно он придумал определение для парка – «фабрика счастливых людей», которое впоследствии было сокращено просто до «фабрики счастья» и активно использовалось в путеводителях. «Когда я умру для капитализма и снова воскресну в советских небесах, то я хотел бы проснуться непосредственно в парке культуры и отдыха», – написал англичанин.

Но к 1937 году первый этап истории центрального парка закончился. В июне Бетти Глан получила обвинение в троцкизме и на 17 лет отправилась в ссылки и лагеря. Ее супруг, секретарь коммунистической партии Югославии Милан Горкич расстрелян, а Александр Власов получил гран-при на Всемирной выставке в Париже за проекты обустройства парка, став главным архитектором города.

Фото: ru.wikipedia.org

Новая эпоха

В 1938-1939 годах в парке наметилась стагнация. Руководство несколько раз менялось, а никаких существенных реформ больше не происходило. Замершее развитие связано не столько с репрессиями, сколько с появлением у советских властей нового представительского проекта – открытой в 1939 году Выставки достижений народного хозяйства. Свою роль сыграла и начавшаяся Великая отечественная война: в годы сражений развлекательные мероприятия практически прекратились. С 1943 по 1948 главной достопримечательностью парка была выставка захваченной военной техники, для которой даже был построен временный павильон.

В 1945 веселье стартовало с новой силой. Идеологической составляющей в развитие парка больше не было: теперь здесь просто работали клубы и театры. Именно в 1950-е появились некоторые продержавшиеся до 2000-х годов аттракционы – в частности, колесо обозрения. А в 1954 году по проекту архитектора Георгия Щуко построена арка главного входа. Москвичи на многочисленные перемены не реагировали, а просто ходили в парк: судя по статистическим данным единственным периодом серьезного сокращения посещений стали военные годы. Власти по-прежнему проводили в ЦПКиО массовые мероприятия, в частности – фестиваль молодежи в 1957 году.

Запущенные в 1930-е годы развлекательные программы – кинопоказы, танцевальные вечера и дискотеки сохранились в Центральном парке до 1980-х годов, когда развлекательное хозяйство постепенно начало приходить в упадок. В 2011 году парковое пространство снова превратилось в экспериментальную площадку. Назначенный новый директор Серегей Капков разработал масштабную схему реконструкции пространства, которую в дальнейшем планировалось применить к другим паркам столицы. Из ЦПКиО вывезли аттракционы, отменили плату за вход сохранявшуюся до этого все 83 года существования парка, организовали новые спортивные объекты и предприятия общественного питания. К октябрю 2011 года инициатива вылилась в организацию городской структуры «Мосгорпарк», которая по замыслу столичных властей должна была помочь в осуществлении госпрограммы «Развитие индустрии отдыха и туризма», применив «горьковскую» концепцию еще к 14 прогулочным зонам. 

Фото: russianlook.com