26 июня 1941 года советский дальний бомбардировщик ДБ-3ф с экипажем под командованием капитана Николая Гастелло совершал боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно. Во время атаки на вражескую колонну самолет был подбит и загорелся. Летчик направил погибающий бомбардировщик на скопление вражеской техники.
За совершенный подвиг Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Члены экипажа бомбардировщика – Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый, Алексей Калинин – посмертно были удостоены орденов Отечественной войны I cтепени.
За время Великой Отечественной войны огненные тараны наземной техники врага (по примеру Гастелло) советские летчики совершали 237 раз.
О тех, кто, атакуя врага, жертвовал собой, писали – «повторил подвиг Гастелло». Но и сам капитан Гастелло повторил подвиг летчика, о котором сегодня широкая публика практически не знает.
Произошло это двумя годами раньше, во время боев на реке Халхин-Гол.
Битва на границе марионеточного государства Маньчжоу-Го, фактически контролировавшегося японцами, и Монгольской Народной республики была проверкой сил и возможностей армий СССР и Японии.
Японцы планировали масштабное вторжение в Советский Союз, и фактически проводили «разведку боев». Для отражения натиска японцев советское командование летом 1939 года перебрасывало в район боевых действий дополнительные силы, в том числе и авиацию.
В состав сил, действовавших в район Халхин-Гола, был включен 150-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. В нем в должности комиссара проходил службу 27-летний Михаил Ююкин.
Он родился в селе Гнилуша Землянского уезда Воронежской губернии в бедной крестьянской семье. После революции учился в школе, одновременно помогая родителям в поле и огороде. Став комсомольцем, Михаил заведовал сельской мельницей. Показав себя в этом качестве с хорошей стороны, он пошел на повышение, и вскоре секретарём райкома комсомола.
Всесоюзное увлечение авиацией в начале 1930-х привело к тому, что в 1933 году Ююкин поступил в летную школу. Несмотря на то, что знаний ему не хватало, в 1936 году он успешно завершил обучение, и был направлен на службу в бомбардировочный авиаполк. После прохождения обучения в Военно-политической академии, Ююкин был назначен комиссаром эскадрильи, а затем и авиаполка.
5 августа 1939 года группа бомбардировщиков 150-го авиаполка наносила удар по тылам японской армии в районе города Халун-Аршан. Возглавлял группу командир авиаполка майор Михаил Бурмистров. Самолет Ююкина должен был занять ведущую позицию, в случае, если командир будет сбит, или по техническим причинам вынужден будет вернуться на аэродром.
Комиссар успешно провел бомбометание, но при выходе из атаки снаряд японской зенитки угодил в левый двигатель бомбардировщика.
Ююкин попытался сбить пламя скольжением вправо, однако самолет уже стремительно терял высоту. Шансов дотянуть до линии фронта не было.
Тогда летчик отдал приказ членам экипажа – штурману Александру Морковкину и стрелку-радисту Петру Разбойникову – покинуть машину.
Приказ выполнил только Морковкин, благополучно приземлившийся на парашюте. Разбойников же остался в самолете вместе с командиром.
Ююкин направил бомбардировщик в скопление вражеской техники, нанеся свой последний удар по врагу.
Александр Морковкин спустя сутки сумел благополучно выйти в расположение частей Красной армии.
В августе 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и образцовое выполнение боевого задания Михаил Ююкин посмертно был награждён орденом Ленина. Члены экипажа Александр Морковкин и Петр Разбойников были удостоены орденов Красного Знамени (Разбойников – посмертно).
Подвиг Михаила Ююкина считается первым официально подтвержденным случаем огненного тарана в истории мировой авиации.
Советские войска, одержав победу на Халхин-Голе, предотвратили начало полномасштабной войны с Японией, что значительно облегчило положение Советского Союза в свете приближавшейся войны с Германией.