Электрификаторы всей страны. Кто истинный автор плана ГОЭЛРО?

В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО. Художник Л. А. Шматько. 1957 г. © / Public Domain

Ровно сто лет назад, 22 декабря 1920 года, VIII Всероссийский съезд Советов одобрил и утвердил план электрификации, который был назван ГОЭЛРО – аббревиатура от ГОсударственной комиссии по ЭЛектрификации РОссии.

   
   

План был настолько дерзким, что в его исполнение мало кто верил. К тому же объективная реальность, данная в ощущениях, свидетельствовала, скорее, в пользу скептиков. VIII Всероссийский Съезд Советов проходил в Большом театре, где председатель комиссии ГОЭЛРО Глеб Максимилианович Кржижановский затеял презентацию масштабного амбициозного проекта. Презентацию провели образцово и на высшем техническом уровне – макет карты электрификации России, представленный в Большом театре, тоже был электрифицирован. Лампочки ярко горели в местах строительства будущих электростанций. Линии электропередачи, которых пока ещё не существовало, а также железнодорожные и водные пути, которые тоже только предстояло электрифицировать, были обозначены светящимися огненными линиями, загорающимися по мановению руки докладчика. Всё вместе было очень красиво и впечатляюще. Вот только на яркое освещение Кремля и Большого театра, где состоялась презентация, ушла вся электроэнергия, вырабатывающаяся в Москве. На остальной город электричества попросту не хватило – он сидел во тьме.

Ученые-энергетики Александр Васильевич Винтер и Глеб Максимилианович Кржижановский. Фото: РИА Новости/ Макс Альперт

Скептики, считающие себя реалистами, утверждали, что в подобных условиях о реализации каких-то там планов можно только мечтать. В их рядах был и знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс, прямо назвавший Ленина, который познакомил его с планом ГОЭЛРО, кремлёвский мечтателем: «Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех «утопистов», в конце концов, сам впал в утопию, утопию электрификации… Проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселённых странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии».

Тем не менее, спустя ничтожный по историческим меркам срок выяснилось, что Советская Россия в том, что касается электрификации всей страны, значительно опередила не только передовые европейские страны, но и промышленного исполина своего времени – США. Более того – советский план электрификации оказался настолько хорош, что его пытались даже копировать, но толком не получилось ни у кого. Разве что в Англии, где лишь в 1926 году начались работы по созданию Grid System, которая получила статус национальной системы к 1938 году, а на полную мощность вышла и того позже – в 1947 году, когда была национализирована.  В СССР же единая энергетическая система была создана именно что в процессе реализации плана ГОЭЛРО – к 1931 году. 

Этот был феноменальный успех, который с трудом поддавался осмыслению. Попытки объяснить его активным участием в советском проекте неких «иностранных специалистов» предсказуемо напарывались на явную беспомощность этих самых специалистов в их собственных странах. Поэтому стали искать причины успеха в России. И даже нашли. Определённую часть публики вполне устроило «простое объяснение», согласно которому большевики, якобы не способные создать ничего путного, просто-напросто украли план ГОЭЛРО, давным-давно разработанный царскими инженерами.

Чтобы откровенная ложь казалась правдой, её необходимо тщательно выстраивать, базируясь на достоверных исторических фактах. С этим проблем не было. В дореволюционной России электротехника действительно развивалась совершенно невероятными темпами. Русские изобретатели Павел Яблочков и Александр Лодыгин подарили миру дуговые лампы и лампы накаливания задолго до «изобретений» Эдисона, который был, скорее, талантливым компилятором и пиарщиком, пользующимся чужими достижениями. Русский инженер Михаил Доливо-Добровольский, считающийся одним из основоположников электротехники как таковой, разработал систему трёхфазного тока. С 1899 по 1913 гг. было проведено семь Всероссийских электротехнических съездов. Их участники действительно поднимали вопросы о создании единой энергетической системы, об электрификации промышленности, о строительстве электростанций рядом с сырьевыми источниками и последующим перебросом электроэнергии по сети. Прообраз нынешней единой энергосистемы России появился в Москве ещё в 1914 году, когда станцию «Электропередача» запустили совместно со станцией на Раушской набережной. «Электропередача» вообще была первой в мире электростанцией, работающей на торфе, что позволило существенно снизить стоимость производства электроэнергии.

Более того. Директор станции «Электропередача» ещё в 1913 году, на VII Всероссийском электротехническом съезде выступил с докладом «Областные электрические станции на торфе и их значение для центрального промышленного района России», где содержались все главные принципы энергостроительства, которые стали основой будущего плана ГОЭЛРО. 

   
   

Всё это – чистая правда. Достижения инженеров дореволюционной России действительно легли в основу плана, осуществлённого большевиками.

А вот теперь – небольшой сюрприз. Директора станции «Электропередача», то есть одного из самых продвинутых инженеров, у которых злые большевики, якобы, украли план электрификации, звали… Глеб Максимилианович Кржижановский. 

Тот самый царский инженер, ещё студентом вступивший в марксистский кружок, куда его привёл один электротехник, марксист Леонид Красин. Тот самый царский инженер, вместе с Лениным создавший «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Тот самый царский инженер, который впоследствии станет членом ЦК РСДРП. Тот самый царский инженер, возглавивший комиссию ГОЭЛРО, которая, как известно, украла план ГОЭЛРО у царских инженеров. Перечислять можно долго. А заодно восхититься коварством «злых большевиков», которые умудрились «украсть» не только план ГОЭЛРО, но и его создателей ещё в те времена, когда сами не были большевиками.