Древнерусские истоки. Как архитектор Константин Тон возвращал облик Москве

Русский архитектор немецкого происхождения Константин Тон. © / Портрет К. П. Брюллова / Commons.wikimedia.org

6 ноября исполняется 230 лет со дня рождения знаменитого российского архитектора с немецкими корнями Константина Тона. Среди его главных творе­ ний — Большой Кремлёвский дворец, Ленинградский вок­ зал и храм Христа Спасите­ ля. Именно благодаря его стараниям Москва обрела привычный нам облик. Тон создал свой уникальный стиль, сочетающий совре­ менные тенденции и древние традиции.

   
   

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя или Храм Рождества Христова. Фото: Commons.wikimedia.org/ Alvesgaspar

Император задумал этот храм в честь 25-летия победы в войне 1812 года. Именно он стал квинтэссенцией заграничного опыта Тона, его знания русского народного зодчества и мастерства — по сути, главным делом его жизни. Он привлёк к работам множество художников и других архитекторов. Строительство храма длилось 44 года, архитектор завершил его за год до своей смерти. На момент освящения в 1883 году он был самым большим в России. В 1931 году при советской власти сооружение было разрушено, но к 2000-му его воссоздали в прежних архитектурных формах с новыми элементами в оформлении.

Большой Кремлёвский дворец

Бывшая резиденция императоров. Фото: Commons.wikimedia.org/ Aniacra

В 1837 году Николай I задумал соорудить для себя новый великолепный дворец в Московском Кремле — такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Задачей Тона было композиционно и стилистически подчеркнуть связь здания с окружающими его историческими святынями — древними храмами и царскими дворцами. Императору его новая резиденция очень понравилась.

Воскресенская церковь Крутицкого подворья

Бывшая резиденция епископов Сарских и Подонских. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Константин Тон занялся её реставрацией. К 1840 году подворье было частично перестроено. Через 28 лет, в 1868-м, вышло распоряжение о восстановлении Крутицкого теремка. В 1899 году отреставрировали Успенскую церковь и расписали нижний Петропавловский храм.

Измайловская Николаевская военная богадельня

Объект культурного наследия федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org/ Ludvig14

Николай I решил её возвести также в честь 25-летия победы в войне 1812 года для ветеранов и инвалидов войн. Местом был выбран Измайловский остров. Три корпуса — два солдатских и один офицерский — были пристроены к Покровскому собору, который стал военным православным храмом.

Николаевские вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге

Николаевские вокзалы в Москве. Фото: Commons.wikimedia.org

Эти два вокзала — конечные точки первой в России железной дороги федерального значения, она соединяла две столицы. Два вокзала были построены Тоном одновременно и образуют единый архитектурный ансамбль. В обоих Тон использовал мотивы итальянского Ренессанса. Оба украшены Часовыми башнями. Сейчас вокзал в Москве называется Ленинградским, а вокзал в Санкт-Петербурге — Московским.

Здание Московского вокзала на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Он вернул Россию в Россию

Почему Николай I доверил именно Константину Тону строить храм Христа Спасителя и императорскую рези­ денцию в Московском Кремле?

   
   

Объясняет научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева, специалист по русской архитектуре XIX века Полина Покладок.

«Константин Тон был основателем собственного стиля в архитектуре — русско-византийского. После окончания Наполеоновских войн все страны переживали подъём, в том числе и Россия. Политика Николая I строилась на триаде „православие, самодержавие, народность“. Ему не нравилось, что все архитекторы творят в „римском стиле“. Когда император увидел проекты Тона, он сразу понял, что этот молодой архитектор — его единомышленник. Николай включил Тона в комиссию, которая занималась строительством объектов для императорской семьи.

Константин Тон, 1870-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Он настолько доверял ему, что поручил строительство московского храма Христа Спасителя даже без рассмотрения проектов других архитекторов. Разработанный Тоном стиль, основанный на соединении классицизма и почти забытых принципов древнерусской архитектуры, стал базой для многих его последователей. С его объектов начался новый этап развития Москвы. Тон создал ряд типовых проектов больших пятиглавых соборов, которые потом строили по всей стране. Фактически этот архитектор вернул в отечественное строительство историю России, её корни».