Цвет эмиграции. Кто из бежавших от большевиков остался патриотом?

Владимир Зворыкин, Александр Понятов и Александр Ханжонков. © / Коллаж АиФ

100 лет назад, 16 ноября 1920 г., от русских берегов отчалило последнее из судов, увозившее из оставленного Врангелем Крыма тех, кто не захотел оставаться в Советской России.

   
   

Впоследствии эта операция получила название «Русский ­Исход» – тогда от Крыма отошли 126 судов, на борту которых было 150 тыс. чел. Что же это были за люди?

Поручик 2-го Донского конно-артиллерийского дивизиона Сергей Туржанский дал в своём дневнике такую характеристику: «Погрузились все те, кто, вероятно, никогда не найдёт общего с большевиками языка».

Однако жизнь показала, что ключевым в версии поручика Туржанского следует считать слово «вероятно». Кто-то дейст­вительно не мог найти с большевиками общего языка. Таким был, например, Эрнест Бо, соз­датель «Шанель № 5», самого знаменитого парфюмерного бренда XX в. По совместительству комендант концлагеря для красных военнопленных на острове Мудьюг близ Архангельска, где от пыток и бесчеловечных условий содержания погиб каждый третий. А вот генерал Яков Слащёв был иного мнения. Спустя всего год жизни в эмиграции он заявляет: «Красные возродили Великую Россию. А как они её назвали, мне плевать!» И едет в Москву, где преподаёт на курсах высшего комсостава РККА «Выстрел». Были и другие, кто не только болел душой за оставленную Родину, но и активно ей ­помогал.

Александр Ханжонков (1877–1945)

Человек, которому обязан своим появлением на свет ­отечественный кинематограф. Ханжонкову удалось ввести русский кинематограф в когорту мировых лидеров.

Поначалу он занимался только прокатом иностранных лент. Это он впервые снабдил заграничные картины русскими титрами, что дало ему серьёзные конкурентные преимущества. Потом его лидерство на рынке стало неоспоримым. 1911 г. Первый полнометражный отечественный фильм «Оборона Севастополя» произвёл фурор. Лента была куплена всеми европейскими прокатчиками и со­брала фантастическую прессу. 1912 г. Снятый на студии Ханжонкова первый в мире кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» навсегда перевернул представление о мультипликации и стал классикой спец­эффекта. А ещё Ханжонков особое внимание уделял историческим лентам и экранизации классики, что впоследствии стало визитной карточкой ­отечественного ­кино.

Он покинул Россию в 1920 г. Попытки организовать кино­производство за границей заканчиваются банкротством. В 1923 г. Ханжонков воз­в­ращается в Москву и становится консультантом Госкино. В 1926 г. попадает под арест – его обвиняют в растрате. Но оправдывают в зале суда. В «первую волну репрессий» 1934 г. он становится персональным пенсионером. В открывшем Большой террор 1937 г. у Ханжонкова выходит книга ­мемуаров «Первые годы русской кинемато­графии».

   
   

Владимир Зворыкин (1888–1982)

Один из творцов теле­видения, изобретатель кине­скопа и иконоскопа. В составленном в США всемирном рейтинге «1000 лет – 1000 человек» имя Зворыкина вошло в первую сот­ню вместе с именами Толстого, Достоевского, Петра Великого. Родился в семье купца 1-й гильдии. Во время Гражданской войны сотрудничал с правительством Александра Колчака, налаживая радиосвязь в армии. Адмирал дважды командировал его в США. Из второй командировки Зворыкин не вернулся, поскольку правительство ­Колчака пало.

В США Зворыкину удалось обаять вице-президента фирмы Radio Corporation of America Давида Сарнова, который поверил в перспективность развития телевидения. Это было в 1928 г. К 1933 г. Зворыкин создал первую электронную телевизионную систему высокой чёткости, которая легла в основу современного телевидения. В том же году Зворыкин впервые посетил СССР. Вскоре Советский Союз заключит с компанией RCA договор, и у нас появится первая передающая станция электронного телевидения, будет освоено производство первых телевизоров ТК-1 по системе Зворыкина. Он до конца жизни будет регулярно посещать СССР и во время одного из визитов скажет: «В первый раз я приехал ознакомить вас с моими достижениями. Второй раз уезжаю коллегой. Боюсь, что в третий раз мне придётся у вас многому поучиться». В годы Великой Отечественной Зворыкин возглавит Нью-Йоркское отделение Фонда помощи жерт­вам войны в России.

Александр Понятов (1892–1980)

Создатель первого в мире видео­магнитофона родился в 1892 г. в селе Русская Айша Казанской губернии. В Гражданскую Понятов служил в белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай. Там он работал в электроэнергетической компании в ­Шанхае. Затем некоторое время прожил во Франции, после чего ­переехал в США.

В Америке Александр Матвеевич организовал собственную компанию AMPEX – Alexander M. Poniatoff EXperimental. 14 марта 1956 г. в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго была показана первая в истории модель видеомагнитофона. Она произвела настоящую революцию в мире телевидения: в ноябре 1956 г. в эфире телекомпании CBS впервые вышел выпуск новостей в записи. Через два года американская киноакадемия присудила ­Понятову «Оскара» за выдающиеся технические достижения.

Александр Понятов всегда гордился своим происхождением. Непременным атрибутом его офисов были русские берёзки, он поддерживал русский женский монастырь, основал дом св. Владимира для престарелых людей в Сан-Франциско. И тосковал по Родине: «Я всего достиг, у меня замечательная фирма. Но у меня нет детей, продолжить моё дело некому… Всё бы передал своей стране, весь свой опыт!»