В комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» на банкете шведский посол упоминает некую Кемскую волость. «Йа-йа, Кемска волость!» — кивает он. А есть ли такое место на реальной карте России и пытались ли шведы действительно прибрать его к рукам?
Где течет река Кемь?
То, что происходит в фильме Гайдая, близко к правде. Другое дело, что реальные события развивались несколько иначе. Для начала вспомним, когда именно прибывает шведский посол. В кино мы видим, что Иван Грозный женат на Марфе Собакиной. Это был третий брак царя, и он продлился всего 15 дней — с 28 октября по 13 ноября 1571 года.
Летом 1571 года шведские военные корабли действительно крейсировали в Белом море — они были близ Соловков и заходили в Кемскую губу. Это вполне реальное место в Карелии, где река Кемь впадает в Белое море. На первый взгляд, все сходится.
Но только на первый. Сергей Филиппов в роли шведского посла довольно точно воспроизводит текст на ломаном немецком языке из пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Смысл его речи примерно такой — армия шведского короля разбила московское войско, и теперь король по праву победителя требует отдать Кемскую волость.
А было ли само посольство?
Для начала, в тот год к Москве не было направлено ни одного шведского посольства. Полным ходом идет Ливонская война 1558-1583 гг. В 1567 г. Россия и Швеция были близки к заключению союза, собираясь поделить Ливонию между собой. Но не срослось. Король Эрик XIV был свержен, престол занял его брат Юхан III, который предпочел переметнуться к врагам России и для начала бросил русских послов в тюрьму, а в 1570 г. открыл против Грозного военные действия. Иван поступил симметрично — шведские послы также оказались за решеткой и в 1571 г. все еще пребывали в темнице.
К тому же никаких боевых действий в районе Кемской области пока никто не предпринимал. Время пришло, когда немец Генрих Штаден, успевший послужить в опричном войске и неплохо изучить страну, предложил свой план интервенции России сначала австрийскому императору Рудольфу II, а затем и шведскому королю. План предполагал нападение на Россию морем с севера и быстрое продвижение к Москве. В частности, Штаден упоминает и Кемскую волость: «Кемь — река. На этой реке большой незащищенный посад. Здесь варят соль, ловят сельдь и семгу».
План был представлен Юхану III в 1578 г. И надо же такому случиться, что уже в 1579 и 1580 гг. «каянские немцы», то есть финны, подвластные шведам, устраивают опустошительные набеги на Кемскую волость — два подряд. В первом гибнет соловецкий воевода Михаил Озеров, а «незащищенный Кемский посад» сжигают дотла. Схема ясна. Кемская волость богата пушниной, лесом, рыбой и, главное, солью. Лакомый кусок.
Но, отражая второй набег, новый воевода, Киприан Аничков, наносит «каянским немцам» сокрушительное поражение, гонит их прочь и в 1581 г. получает от царя повеление: «Оберегать Кемскую волость и Соловецкий монастырь от корабельного приходу немецких людей».
Что стало причиной войны?
Так что ни о какой победе шведы во времена Грозного заявлять не могли — в те годы Кемская волость сумела за себя постоять как следует.
Кое-какие шансы требовать Кемскую волость у шведов могли быть при сыне Грозного, царе Федоре. Собственно, Русско-шведская война 1590-1595 гг. как раз и началась с того, что Кемская волость была шведами разорена почти подчистую. Из 96 дворов посада уцелело только 52, из 20 соляных варниц в относительном порядке осталось лишь 8, все четыре мельницы были сожжены, а из 209 жителей уцелело только 64 человека. Однако итог войны оказался для шведов невеселым. Русское войско не только сумело отразить все атаки, но и в отместку за свою Кемскую волость разорило целых три шведских волости — Олой, Лиинелу и Сиг. В 1592 г. в устье реки Кемь уже стоял отменный четырехбашенный острог, ставший щитом Русского Севера.