Германия передала Украине исторический документ: грамоту российского царя Петра I от 1708 года. Документ был утерян во время Второй мировой войны, а с конца пятидесятых находился в библиотеке Института восточноевропейской истории и краеведения Университета Тюбингена в федеральной земле Баден-Вюртемберг. До Второй мировой войны грамота находилась в Киеве, в Национальной библиотеке имени В. И. Вернадского, и, как считают эксперты, во время оккупации была вывезена нацистами в Германию.
Передача грамоты состоялась спустя несколько месяцев после вручения украинской православной церкви томоса. 6 января 2019 года в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил грамоту об автокефалии новому предстоятелю Православной церкви Украины Епифанию.
Что это за грамота?
Грамота представляет собой рукописный пергамент размером 80×58 см в серебряно-позолоченной оправе. Документ является подтверждающей грамотой российского императора Петра I от 1708 года митрополиту Иоасафу (Кроковскому) о назначении его главой Киевской митрополии.
Иоасаф был последним киевским митрополитом, который был свободно избран местным духовенством и утвержден царем, а не прямо назначен из Москвы. 19 октября 1707 года решением собора Киевского духовенства он был избран на должность митрополита Киевской епархии и для официального признания назначения был направлен в Москву. 15 августа 1708 года в Москве он был официально рукоположен во епископа с возведением в сан митрополита Киевского.
В документе также подчеркивалось пребывание киевского митрополита под властью московского патриарха. В то время, несмотря на официальное переподчинение Киевской митрополии Московской патриархии, немало епархий намеревались утвердить единую православную церковь «под послушанием святейшего апостольского трона константинопольського». Так, после 1686 года Львовская епархия осталась в канонической юрисдикции Вселенского патриархата. Прямое подчинение Константинополю к 1708 году также сохраняли некоторые православные приходы и монастыри в Галичине. В выданной митрополиту Киевской епархии грамоте содержался прямой запрет на какие-либо сношения с Константинопольским патриархатом.
«Украина в своей центральной левобережной части входила в состав Российской империи, а Киевская митрополия с 1686 года входила в состав Московской патриархии. Издавать насчет украинской церкви те или иные документы Петр I был вправе. По византийским правилам он считался и главой церкви. Канонические правила между поместными православными церквями действуют до сих пор. Когда между ними происходит какой-то конфликт, они могут каноническое общение прервать, как сейчас у нас с Константинопольской церковью. Скорее всего, Петр таким образом утвердил своим указом, что церковь находится в церковно-правовом подчинении Московскому патриархату, поскольку она еще тридцать-сорок лет тому назад была в таком же подчинении у константинопольского патриарха. Необходимость выдачи такой грамоты могла быть связана с настроениями , которые сохранялись на этот счет в обществе. Поэтому Петр I зафиксировал в грамоте, что Константинополю Киевская метрополия больше не подчиняется, что соответствовало правовым нормам после 1686 года, когда Киевская митрополия была передана в церковном отношении в состав Московского патриархата», — говорит руководитель центра истории религии и церкви Института российской истории РАН Александр Назаренко.
По словам эксперта, на выдачу такой грамоты могли повлиять и политические обстоятельства. «Петр I в то время готовил „молдавскую операцию“, свой Прутский поход, и пытался при этом защитить и церковно-правовое поле. Ведь украинское общество не только сейчас расколото. Оно всегда было шатким в разных отношениях. Даже внутри самой Киевской митрополии были те, кто стремился к некоторой внешней самостоятельности и не хотел подчиняться Москве, а желал оставаться в рамках константинопольской юрисдикции. Часть во главе с левобережными епископами, наоборот, тянулась к Москве. Ввиду этих шатаний Петр мог озаботиться тем, чтобы как-то по возможности максимально их пресечь. Это вполне было в его власти. Он мог разными способами действовать. Он мог просто брать за шиворот епископов, смещать их со своих кафедр и замещать их другими. Но он, несмотря на свои полномочия, не шел по этому пути, а издавал такого рода документы», — говорит Назаренко.
Смотрите также:
- Что означает подписанный томос об автокефалии православной церкви Украины? →
- Кто крестил Русь? Почему греки были против канонизации князя Владимира →
- Чем чревата автокефалия Украинской православной церкви? →