Япония планировала применить бактериологическую бомбу в 1944 году в ходе военных действий против СССР. Это следует из документов, впервые рассекреченных ФСБ России, которые цитирует РИА Новости.
Среди архивных материалов есть протоколы допросов последнего главнокомандующего Квантунской армией (группировка Императорской армии Японии в годы Второй мировой войны) Отодзо Ямады, проведенных с 1945 года по декабрь 1949 года в рамках Хабаровского процесса. Это суд над группой из 12 бывших военнослужащих японской Квантунской армии, обвинявшихся в создании и применении бактериологического оружия, который проходил в Хабаровске 25-30 декабря 1949 года.
В чем обвинили Ямаду?
Генерал Отодзо Ямада с 1944 года был главнокомандующим Квантунской армией. Военный трибунал Приморского военного округа установил, что японский военачальник руководил преступной деятельностью подчиненных ему отрядов 731 и 100, которые занимались подготовкой биологического оружия и бактериологической войны.
Ямаду приговорили к 25 годам лагерей, это была высшая мера наказания в СССР в то время. В 1956 году он был помилован, освобожден от наказания и репатриирован в Японию. Умер в 1965 году в возрасте 83 лет.
О какой бактериологической бомбе рассказал Ямада?
Ямаде зачитали показания свидетеля Мацумуры о том, что он осенью 1944 года устно доложил бывшему главкому о применении бактериологической бомбы «системы Исии». «Показания свидетеля Мацумуры я не отрицаю… Как я уже ранее показал, этот доклад был мной одобрен», — признался Ямада.
Бактериологическую бомбу изобрел Сиро Исии, возглавлявший отряд 731. Она была названа в честь этого микробиолога.
Эта бомба должна была продемонстрировать возможность максимально эффективного применения биологического оружия. Главная ее особенность была в керамическом корпусе, начиненном чумными блохами. Бомбу планировали взорвать на высоте 50-100 метров над землей, что обеспечило бы максимально широкое заражение местности.
Как испытывали бомбу?
Японские власти, готовясь к войне против СССР и других государств, возлагали большие надежды на применение бактериологического оружия в боевых условиях. Они рассматривали биооружие как средство, способное сыграть очень важную, может быть, даже решающую роль в борьбе с противниками.
Разработку бактериологического оружия вели спецотряды 731 и 100 Квантунской армии. Они проводили жестокие испытания, в том числе над живыми людьми. Сотрудники отрядов заражали людей бактериями не только чумы, но и сибирской язвы, холеры, тифа, газовой гангрены. Затем они наблюдали, как инфекция поражает человеческий организм. Для этого они, в частности, извлекали органы у живых людей.
Большинство зараженных умерли в страшных муках. Тех, кто переживал заражение, использовали для опытов повторно, а затем умерщвляли.
По воспоминаниям сотрудников отряда 731, за время его существования от жестоких опытов скончались около трех тысяч человек. По другим оценкам, погибших было около 10 тысяч.
Исии избежал наказания, так как в 1945 году его укрыли американцы. Впоследствии он работал в Японии и в США. Умер разработчик бомбы в 1959 году на родине.
Ямада заявлял, что не считает преступлением против человечества «опыты по определению эффективности бактериальных средств войны над живыми людьми». Он объяснял это тем, что в международных законах не было сказано о запрещении таких действий.
Что еще рассказал Ямада во время допросов?
Из ранее рассекреченных протоколов следует, что позиция Ямады менялась под влиянием свидетельских показаний других японских военнопленных. То он утверждал, что не помнит какие-либо подробности, то полностью признавал факты совершенных им и другими военачальниками преступлений.
В конце февраля 1947 г. Ямада признался на допросе, что отряд № 731 во главе с микробиологом генерал-лейтенантом Сиро Исии подчинялся непосредственно ему. Однако тогда он умолчал о разработке отрядом бактериологического оружия и его испытаниях на людях, а заявил, что отряд Исии «занимался профилактическим снабжением водой Квантунской армии».
Позднее бывший главнокомандующий признавался, что Исии лично докладывал ему о деятельности отряда 731. «Но содержание этих докладов я сейчас не помню», — добавил Ямада. На вопрос следователя о состоянии памяти экс-главком заявил: «Неоднократно убеждался, что память у меня неудовлетворительная».
Однако за два последующих года следователи собрали доказательства, безоговорочно свидетельствующие о разработке бактериологического оружия Японией и намерением его применить против СССР. В течение 1949 года Ямада подробно рассказал о преступлениях.
В частности, Ямада сообщил, что санкция на проведение экспериментов исходила от генерала Ёсидзиро Умедзу, его предшественника, с ведома военного министра Японии. Использовать бактериологическое оружие против СССР планировали не только в ходе широкомасштабной войны, но и при диверсиях. Также он рассказал, что самолеты отряда 731 использовались для опытов по испытанию биооружия, изготовленного этим же отрядом. На них была установлена специальная аппаратура, которая должна была распылять бактерии, а также орудия для метания бактериологических бомб.
В 1949 году экс-главком японской армии признался, что после вступления СССР в войну с Японией 9 августа 1945 года отдал приказ эвакуировать отряд 731 в Северную Корею. Он пытался уничтожить свидетельства своих преступных действий.
«Уничтожение секретных зданий, оборудования и материалов 731 отряда и сама эвакуация отряда в Корею объясняется тем, что я не мог допустить наступления угрозы захвата зданий, оборудования и материалов советскими войсками, так как это означало бы получение противником документов о том, что Япония готовила против СССР бактериологическую войну. Вместе с тем я не мог допустить также захват этого отряда американскими войсками», — заявил Ямада.