Почему Севастополь был закрытым городом?
Севастополь, как утверждают местные жители, - один из самых солнечных городов юга России. Две тысячи часов в год здесь жарит солнце. Сейчас, конечно, на носу зима - но и воспоминания о лете согревают.
В иные летние дни на солнцепёке западной набережной Балаклавской бухты долго не выдержишь. Казалось бы, а что здесь делать: яхты и рыбные ресторанчики на другой, прогулочной стороне. Зато на этой - можно попасть в музей, который так и называется - «Балаклава». Туда идут не только чтобы познакомиться с историей подводных лодок и рассмотреть макеты кораблей - летом там спасаются от зноя.
Читайте также: Девятиэтажная «Акула»: история легенды советского военного флота
Недалеко от Балаклавы, в другом севастопольском пригороде с романтическим иноземным названием Голландия, сейчас находятся корпуса Севастопольского политехнического института. Стела, установленная здесь, сообщает, что полвека назад в этих зданиях работали знаменитые советские учёные Курчатов и Александров. Для всех, кто знаком с историей советской науки, здесь сразу очевидно, над чем могли работать два выдающихся советских физика-ядерщика в 1940-1950-х гг.
Много лет в советские времена Севастополь был закрытым городом, о чём горожане вспоминают с ностальгией и сочиняют об этом чуть ли не мифы. Так вот, город объявлялся закрытой территорией, пожалуй, даже не столько из-за базирования Черноморского флота, сколько из-за размещения здесь ядерного оружия и проводившихся исследований в этой области.
После взрывов американских атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки одним из ответов на исследования США в области ядерного оружия стало строительство советского подводного флота с ядерным оружием на борту. Был приказ Сталина: найти место, где можно спрятать подводные лодки с ядерными ракетами. С водными и сухими доками, хранилищем торпедного арсенала. Искали несколько лет. А решение лежало чуть ли не на поверхности. Балаклавская база стала этим уникальным гидросооружением.
Что спрятали в горе Таврос?
Много веков Балаклава была не просто рыбацким посёлком, но и военным портом. Сначала его облюбовали генуэзцы, построив неприступную крепость Чембало. Было время, стоял здесь и турецкий гарнизон. В годы Крымской войны в Балаклаве был английский лагерь. Недалеко отсюда элитная «Лёгкая бригада» британской кавалерии пыталась совершить свою знаменитую, но обречённую на провал атаку - и была разбита защитниками Севастополя.
Балаклавская бухта действительно не видна с моря. У моряков есть даже поговорка: «Берег слева, берег справа - посредине Балаклава». Так вот, сюда в 1953 г. для осуществления директивы о создании парка подводных лодок на Чёрном море и выдвинулись военные строители.
Внутри горы Таврос построили секретную военную базу, в которой могли укрыться от неприятельских глаз до полутора десятков подводных лодок. При необходимости их здесь же ремонтировали и дополнительно загружали торпедами.
В любое время года внутри горы прохладно (не выше 10-15 градусов тепла) и сыро. База подлодок, созданная на глубине нескольких десятков метров, - один из самых секретных военных объектов СССР, спроектированный ещё под руководством Лаврентия Берии, когда тот курировал атомную программу страны. База способна выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы, в 5-6 раз мощнее тех, что сброшены на Японию. Считалось, что она практически не поддаётся разрушению.
База была сразу же засекречена и получила ничего не говорящее название «Объект 825 ГТС». Её строили 8 лет. Горная порода оказалась настолько труднопроходимой, что обратились к московским метростроевцам. С их помощью вырезали и удалили 120 тонн породы. В пустотах сформировали огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
Читайте также: Растоптанная гордость. Как Россия и Украина делили Черноморский флот
Весь комплекс состоял из изогнутых туннелей и огромных отсекающих дверей, которые должны были в случае ядерной атаки гасить ударную волну. В случае атомной войны здесь могли укрыться не только военные, работники доков и ремонтной базы, но и жители всей Балаклавы. Когда США разместили в Турции ракеты «Геркулес», а следом разгорелся Карибский кризис и обстановка в мире накалилась донельзя, подлодки Балаклавы были приведены в боевую готовность.
Останется ли база музеем?
В отличие от многих подобных объектов секретный пункт базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР и даже использовался до 1993 г. Последняя подводная лодка вышла из Балаклавской бухты в 1996 г. Потом самостийная Украина, объявившая себя страной, свободной от ядерного оружия, сообщила, что нужды в этом объекте не испытывает. На рубеже двух столетий базу, оставшуюся без охраны, разграбили чуть ли не тотально. Сняли и продали на металлолом даже многотонные ворота. Чтобы сохранить хоть что-то, территорию объявили музеем.
Этот музей теперь кто-то считает памятником эпохе могущества советского военпрома. Кто-то называет музеем холодной войны. Как бы то ни было, он стал одной из достопримечательностей Крымского полуострова и едва ли не самым посещаемым музеем Балаклавы и Севастополя.
Сегодня севастопольцы с надеждой делятся друг с другом очередными слухами: а не объявят ли снова город закрытым? Не откроют ли на месте музея в Балаклаве старую рембазу? Не поторопились ли мы когда-то списать холодную войну в музей - когда в мире вокруг нас вон сколько поджигателей?!