Челюсти-1945. Экипаж крейсера США, везшего атомные бомбы, сожрали акулы

Крейсер USS Indianapolis входит в реку Гудзон, Нью-Йорк, США, 31 мая 1934 г. © / Commons.wikimedia.org

В августе 1945 года Соединенные Штаты открыли эру атомного оружия, применив его против японских городов Хиросима и Нагасаки. Вашингтон тем самым создал исторический прецедент, против повторения которого категорически выступает. 

   
   

Секретная миссия

Тем не менее ядерная доктрина США предполагает возможность превентивного применения ядерного оружия. То есть американские политики вполне допускают новые Хиросиму и Нагасаки, но только в собственном исполнении.

За прошедшие без малого восемьдесят лет ни один президент перед японцами за август 1945-го не извинялся. И никто из основных фигурантов данной истории наказания не понес — большинство прожили вполне счастливую и полноценную жизнь.

Но одна жуткая история, связанная с американскими военными, косвенно причастными к атаке на Хиросиму и Нагасаки, все-таки произошла. Их в буквальном смысле сожрали акулы. Случилось это еще до самого удара по японским городам.

Маршрут последнего похода крейсера Indianapolis. Фото: Commons.wikimedia.org

В июле 1945 года на борт американского крейсера «Индианаполис», проходившего ремонт в Сан-Франциско, прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл. Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею сообщили: крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно.

Пассажирами стали двое мужчин, которые везли с собой небольшие коробки. Конечный пункт назначения — остров Тиниан — был обозначен командиру судна уже в открытом море.

Дело сделано

У капитана Маквея возникли нехорошие подозрения насчет груза, и он заметил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!» Пассажиры, однако, ничего отвечать не стали.

   
   

26 июля 1945 года «Индианаполис» прибыл на остров Тиниан. О том, что корабль доставил «начинку» для двух атомных бомб на базу, где готовились экипажи бомбардировщиков, многим членам экипажа крейсера так и не пришлось узнать.

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. Командиру отказали в выделении кораблей сопровождения, посчитав, что в этом нет необходимости, так как активность японцев значительно снизилась.

Однако на маршруте американского крейсера вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото.

Ушел на дно за 12 минут

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьезными, что стало ясно — крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени.

Десантный корабль вывозит несколько раненых, выживших с крейсера Indianapolis, на берег для госпитализации в Пелелиу. Фото: Commons.wikimedia.org

Брошенные в океане

Но страшная правда заключалась в том, что про «Индианаполис» просто забыли. После доставки спецгруза на Тиниан командование потеряло интерес к крейсеру, и за его перемещениями никто не следил. А сигнал бедствия, который успел передать радист, сочли японской провокацией.

Почти 900 выживших после гибели судна моряков оказались брошенными в океане. Обезвоживание, гипотермия, галлюцинации — это было только преддверием ада.

Многие спасавшиеся с крейсера получили ожоги и ранения, и на кровь пришли акулы. Ни один фильм ужасов не в состоянии описать того, что началось дальше.

Хищники пожирали измученных людей одного за одним...

Лишь 2 августа экипаж американского патрульного самолета PV-1 Ventura случайно наткнулся на державшихся на плаву моряков.

Выживший моряк с Indianapolis Роберт Бунаи, 2010 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Капитан стал «козлом отпущения»

Во время эвакуации живыми подняли 321 человека, еще пять скончались уже на борту спасательных судов.

В воде были обнаружены около 90 трупов со следами акульих зубов. Сколько всего из более чем 580 человек, погибших уже после затопления «Индианаполиса», сожрали акулы, установить невозможно. Но вероятно, что таких были сотни.

Трагедия «Индианаполиса» вошла в историю флота США как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Крайним сделали капитана — 19 декабря 1945 года военный трибунал признал Чарльза Батлера Маквея виновным «в преступной халатности» и приговорил его к разжалованию с увольнением из рядов Военно-морского флота. Правда, затем приговор пересмотрели, и Маквея вернули в строй, однако обвинения в свой адрес он слышал всю жизнь.

Он получал десятки писем от родственников погибших моряков с проклятиями, и это не прекращалось никогда.

Ад Чарльза Маквея завершился в 1968 году, когда он добровольно ушел из жизни. И лишь в 2000 году дело было вновь пересмотрено, и командира «Индианаполиса» полностью реабилитировали.

Выжившие моряки вспоминали, что во время ремонта в Сан-Франциско они уже поверили, что война для них кончилась. Но секретная миссия на Тиниан, возникшая внезапно, изменила их судьбу навсегда.