Чаша войны: Курская битва в кино и литературе

© / Bundesarchiv / Henisch / Commons.wikimedia.org

Курская битва, которая началась 5 июля 1943 года, считается одним из самых масштабных сражений не только во Второй мировой войне, но и вообще в истории. Наряду со Сталинградским сражением она стала переломной для Советской армии в ходе Великой Отечественной войны.

   
   

Среди целого ряда произведений, посвящённых военной теме, есть и те, в которых сражение на Курской дуге занимает одно из центральных мест. АиФ.ru вспомнил самые известные из них.

«Танки идут ромбом»

Анатолий Ананьев, 1983 год. Фото: РИА Новости

Писатель Анатолий Ананьев сам был участником сражений на Курской дуге. Роман «Танки идут ромбом» рассказывает о первых трёх днях битвы. Один из батальонов 6-й гвардейской армии стоит под деревней Соломки, затишье действует бойцам на нервы. Утром 5 июля начинается танковая атака фашистов — причём угол «ромба» нацелен прямо на батальон. Главный герой книги, командир взвода лейтенант Володин, оказывается одним из немногих, кто переживает не только первую танковую атаку, но и войну. Через много лет он возвращается на место боя постаревшим и решает написать книгу о пережитом.

«Володин не оборачивался, ему словно не было ни до чего дела, он ещё не знал, что на месте второй танколовушки зияла огромная воронка, что тех, кто оставался в ней пережидать налёт, взрывом расшвыряло по полю, что они валялись сейчас в траве в нечеловеческих позах и одежда дотлевала на них, растекаясь по складкам синим едким дымком, — он не отрывал взгляда от Царёва, и те мгновения, пока смотрел на умирающего, казались ему самыми тяжёлыми в жизни. Он и не подозревал, что всего лишь через несколько минут, когда увидит одиннадцать изувеченных солдат своего взвода, одиннадцать трупов, сложенных рядком вдоль бруствера, ему придётся пережить ещё большее потрясение, а через день, когда лавина вражеских танков прорвётся к Соломкам, — испить полную чашу ужасов войны. Сейчас он думал об одном — о нелепой гибели Царёва, и то всеоправдывающее, просторечное «Война без жертв не бывает», которое сотни раз слышал он и в тылу, и на фронте, которое часто повторял сам с лёгкостью и в шутку, и всерьёз, и которое теперь так ясно всплыло в памяти, — звучало для него совсем по-другому и не только не заглушало, а напротив, усиливало душевную боль. Володин знал, он никогда не забудет этой ужасной минуты».

«Повесть о настоящем человеке»

Лётчик-истребитель А. П. Маресьев, маршал Г. К. Жуков и Н. Н. Муравьева. Фото: www.russianlook.com

Во время Курской битвы разворачиваются и события «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Полевой (настоящая фамилия — Кампов) в качестве корреспондента газеты «Правда» находился на фронте и впоследствии написал несколько книг о войне, самой известной из которых является «Повесть о настоящем человеке» — лётчике Алексее Маресьеве, который упал на сбитом самолёте на территорию, занятую фашистскими войсками, но смог добраться до своих, хотя и лишился обеих ног. Но, несмотря на это, Маресьев смог снова вернуться в боевую авиацию.

Вернувшийся к полётам ас принял участие в воздушных боях над Курской дугой.

   
   

«Битва на Курской дуге разгоралась. Первоначальные планы немцев — коротким ударом мощных танковых сил взломав наши укрепления южнее и севернее Курска, сжать клещи и, окружив всю курскую группировку Красной Армии, устроить там «немецкий Сталинград» — были сразу спутаны стойкостью обороны. Немецкому командованию в первые же дни стало ясно, что обороны ему не прорвать и что, если бы это даже и удалось, потери его при этом были бы так велики, что не хватило бы сил сжать клещи. Но останавливаться было поздно. Слишком много надежд — стратегических, тактических, политических — было связано у Гитлера с этой операцией. Лавина тронулась с места. Она неслась теперь под гору, всё увеличиваясь в объёме, наматывая на себя и увлекая с собой всё, что попадалось на пути, и у тех, кто её стронул, не было силы её остановить. Продвижение немцев измерялось километрами, потери — дивизиями и корпусами, сотнями танков и орудий, тысячами машин.

Наступающие армии слабели, истекая кровью. Немецкий штаб отдавал себе в этом отчёт, но у него уже не было возможности удержать события, и он принуждён был бросать всё новые и новые резервы в пекло разгоравшейся битвы.

Советское командование парировало немецкие удары силами линейных частей, державших здесь оборону. Наблюдая нарастание немецкой ярости, оно держало свои резервы в глубине, ожидая, пока иссякнет инерция вражеского удара. Как узнал потом Мересьев, их полк должен был прикрывать армию, сосредоточенную не для обороны, а именно для контрудара. Поэтому на первом этапе и танкисты, и связанные с ними лётчики-истребители были лишь созерцателями великой битвы».

«Освобождение»

Знаменитая киноэпопея из 5 частей, рассказывающая о разных событиях Великой Отечественный войны, начинается фильмом «Огненная дуга» (1969 год), посвящённым Курской битве. Примечательно, что изначально режиссёр Юрий Озеров планировал снимать все сцены на реальных местах боевых действий, однако разрешение ему не дали: на месте боёв ещё оставалось много снарядов, которые могли взорваться от колебаний почвы.

В картине с максимальной достоверностью воссозданы боевые действия, рассказывается и о жизни в тылу. Всего в пяти частях фильма были задействованы более пятидесяти главных героев, не считая массовки. Среди них — маршалы Жуков и Рокоссовский, Сталин, Гитлер и многие другие. Примечательно, что многие из прототипов были живы на момент выхода фильма, и понравился он далеко не всем из них.