Божественный Хо Ши Мин. Как отец вьетнамской независимости стал богом

Храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. © / Григорий Кубатьян / АиФ

Отчаянный путешественник и авантюрист, изощрённый политик, прекрасный оратор, шпион, работавший на несколько разведок мира, - во Вьетнаме его называют дядюшка Хо, мило и по-семейному, как какого-то домового.

   
   

Нет, он не увлекался чёрной магией, как Гитлер, культ его личности не мог сравниться со сталинским, а число последователей было значительно меньше, чем у Мао. И всё же кто из великих диктаторов мог бы похвастаться наличием целой религии имени себя? А вот у Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему.

Буддисты-коммунисты

Один из таких храмов находится на окраине города Вунгтау. Нынче этот город принадлежит нефтяникам. Вдоль его набережных плавают танкеры и сухогрузы. Когда-то Вунгтау считался вьетнамским Лас-Вегасом. Здесь реками текло вино, не смолкала музыка и не утихал кутёж в казино и борделях. Когда вьетнамские коммунисты выгнали американцев и захватили Вунгтау, то сожгли все бордели вместе с проститутками. Тех, что не погибли, отправили «на перевоспитание» в трудовые лагеря. Похожая участь ждала и развесёлую столицу Южного Вьетнама город Сайгон. Его переименовали в Хошимин, в честь легендарного основателя Коммунистической партии Вьетнама.

Когда-то здесь не смолкала музыка. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян

Возможно, именно с этого момента Хо Просветитель (именно так расшифровывается псевдоним Ши Мин) стал богом. Нет, коммунисты Вьетнама официально считают себя атеистами и в Бога не верят. Но в Юго-Восточной Азии быть абсолютным атеистом невозможно. Например, в соседнем Лаосе не принимают в компартию тех, кто не отслужил какое-то время монахом в буддистском храме. А во Вьетнаме буддисты и коммунисты вместе боролись против американской оккупации. Поэтому когда коммунисты пришли к власти, то не стали разрушать буддистские храмы (большая их часть уже была разрушена американцами), а вместо этого стали смешивать две идеологии.

Вот и храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. Он расположен на холме, чтобы добраться до него, нужно пройти через узорные ворота с драконами, львами  и символами инь и ян, а потом подняться по лестнице. Во дворе храма массивный бронзовый колокол, как во всех буддистских храмах, и такой же огромный барабан. Единственное отличие - красный флаг с серпом и молотом, развевающийся на флагштоке в центре двора.

Внутреннее убранство храма напоминает нечто среднее между китайской пагодой и мемориальным кладбищем. Стены украшены табличками с именами павших героев. На алтаре в центре стоит бюст Хо Ши Мина, а перед ним бронзовая чаша с курящимися ароматическими палочками. Слева и справа от алтаря скульптуры, изображающие цапель, стоящих на спинах черепах. В клювах у цапель сжаты жемчужины. Птицы символизируют интеллектуальную элиту, жемчужины - высшее знание, а черепахи - простой народ-труженик. Странные скульптуры для святилища пролетарского вождя, они скорее бы подошли для конфуцианского храма. Впрочем, здесь есть и прославляющая труд символика. Например, изображения электрических вышек на ростовых китайских фарфоровых вазах.

Фото: АиФ / Григорий Кубатьян

В храме Хо Ши Мина периодически собираются ветераны войны и ответственные партийные работники, приносят венки с выложенными из цветов звёздами. Приводят сюда и группы школьников, как водили советских детишек к мемориалам Ленина. И всё-таки культ Хо Ши Мина зашёл ещё дальше. Алтари с его портретами, цветами и дымящимися палочками встречаются даже в частных домах: в гостиных, где традиционно висят портреты умерших родственников, стоят статуэтки будд или изображения Девы Марии. Перед алтарём Хо Ши Мина блюдо с арбузами, бананами, манго. Во Вьетнаме божествам почему-то всегда подносят фрукты и никогда - колбасу.    
   

Аскет или многожёнец?

В центре Ханоя находится мавзолей Хо Ши Мина. Говорят, дядюшка Хо был против того, чтобы из него делали мумию. Но так уж было принято в социалистических странах. Отняв у людей привычные религии, коммунисты давали новую. Вместо крестов, полумесяцев или будд - красные флаги, серпы-молоты и золотые звёзды. Во Вьетнаме часто можно увидеть футболки с портретом Хо, где золотая звезда у него вместо нимба. Коммунистам даже не пришлось ломать старые устои. Использовать мощи святых для поклонения - обычная практика в Юго-Восточной Азии. Разве что вместо круглой дальневосточной ступы построили квадратный ближневосточный мавзолей. Но обходят коммунистическую святыню по кругу так же, как обходят святые буддистские места.

У Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян

Образ жизни Хо Ши Мина отчасти роднит его с Буддой. Жил аскетично, в небольшом доме, жены не имел, питался скромно. Даже ходил в обуви из автомобильных покрышек, как беднейшие из крестьян. При этом полностью посвятил себя стране и борьбе за её независимость.

Иногда появляются книги, авторы которых сомневаются в святости дядюшки Хо и даже обвиняют в тайном многожёнстве. Что ж, у каждой настоящей религии должны быть свои еретики. На кострах их вьетнамские власти не сжигают - не те времена, но всё же борются с ересью как могут: проклинают, изгоняют, запрещают. А дядюшка Хо взирает на это бронзовыми глазами сотен статуй и улыбается с тысяч портретов. Он - бог вьетнамцев, и весьма могущественный. Ведь даже пришедший в страну воинствующий капитализм не смог повергнуть его, как многих других коммунистических божеств. А значит, будут продолжать дымиться палочки в его храмах и будут всегда свежие фрукты на его алтарях.

Из «АиФ. Без границ» № 13, 2012 г.