Большевики — расхитители гробниц? Как изымают прах Александра III

Саркофаг Александра III в Петропавловском соборе. © / А. Варфоломеев / РИА Новости

Это необходимо, чтобы провести сравнительную генетическую экспертизу в деле о подлинности «екатеринбургских останков», приписываемых семье Николая II.

   
   

«Когда надгробие захоронения Александра III было вскрыто, там обнаружили мусор», — рассказал журналистам епископ Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, лично присутствовавший при данном событии.

Владыка Тихон подчеркнул, что перед тем, как вскрыть царское надгробие, был произведён его тщательный осмотр и зафиксированы следы сколов, неровные соединения между плитами. Словно после захоронения императора Александра III его гробница через какое-то время была подвержена разорению. «Это могло произойти в период 1919–1921 гг., когда Петропавловский собор был официально закрыт. А инициатором мог быть Ленин, у которого ненависть к царизму носила персонифицированный характер — старший брат Ленина, Александр Ульянов, был повешен за покушение на Александра III», — рассказал владыка Тихон. Так ли это на самом деле, станет известно в ближайшее время — когда поднимут плиту над самой могилой и будет открыт непосредственный доступ к праху императора Александра III.

При этом епископ выразил надежду, что большевики не «прошлись вилами по праху императора», как они это сделали с великокняжескими усыпальницами в том же Петропавловском соборе, когда после революции разграбили эти могилы.

Так, епископ Тихон привёл цитату из рассказа очевидца вскрытия царских могил после Октябрьского переворота : «Пётр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу, как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой». По другим воспоминаниям, на пальце Петра I был перстень с бриллиантом, который хотели снять с его руки, но не решились.

«Если верить этим свидетельствам, то прекрасную сохранность останков Петра I можно объяснить тем, что его забальзамировали и похоронили спустя несколько лет после кончины, поскольку ждали окончания строительства Петропавловского собора», — сказал представитель РПЦ.

Известно, что начало разорения могил в Петропавловском соборе было положено ещё Временным правительством. Так, к 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил находилось более тысячи венков из ценных металлов. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. В сентябре – октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. С тех пор след этих ценностей теряется.

   
   

Современные работы по вскрытию гробницы Александра III ведутся, по словам епископа Тихона, в режиме полной прозрачности: «В Петропавловском соборе специально 24 часа в сутки работает видеокамера, чтобы не было никаких недоразумений».

Он отметил, что работы идут не за государственный счёт, а на частные пожертвования. Отвечая на вопрос «АиФ», епископ сообщил, что пока не планируется доставка в Россию из Иерусалима частицы мощей святой великой княгини Елизаветы Фёдоровны, чтобы провести сравнительный генетический анализ с останками, которые приписывают последней русской императрице Александре Фёдоровне. Как известно, они являются родными сёстрами. «Мы пока сосредоточены на генетических экспертизах, связанных с останками, которые приписывают императору Николаю II».

Епископ Тихон сообщил, что, когда прах Александра III будет поднят на поверхность, Русская православная церковь намерена привлечь к работе по генетической экспертизе различных учёных. Однако только лишь данные генетической экспертизы не могут подвести черту под вопросом подлинности «екатеринбургских останков», особо подчеркнул епископ.

Русская православная церковь также будет учитывать антропологические и исторические экспертизы. «Мы не собираемся в этом вопросе торопиться и подстраиваться под какие-то даты. Наша задача — выяснить истину, руководствуясь принципом, что всё тайное когда-нибудь становится явным».