Безумцы на троне. Как правили монархи, признанные психически больными?

Георг Третий, король Англии. © / www.globallookpress.com

Психические заболевания не делают разницы между простыми рабочими и миллиардерами, между выходцами из народа и членами королевских семей. Другое дело, что безумие первых лиц оказывается, что называется, на виду, да и несет за собой куда больше рисков.

   
   

Первых лиц государств в разные эпохи нередко именовали безумцами, но, чаще всего, к психическому здоровью подобные оценки не относятся. Скорее, так оценивают те или иные резкие политические шаги, зачастую совершавшиеся в трезвом уме и с четким пониманием последствий.

Но ниже речь пойдет о тех носителях короны, чей недуг не вызывал сомнений. Как же складывалось правление монархов с погасшим светом разума?

Мария Первая, королева Португалии

17 декабря 1734 года в семье короля Португалии Жозе I и его жены Марианны Виктории родилась девочка — Мария Франсиска Изабель Жозефа Антония Гертруда Рита Жоана де Браганса.

Мария I. Фото: Public Domain

Законы Португалии в те времена были довольно либеральными в отношении женщин из королевской семьи — маленькая Мария была провозглашена наследницей престола. Девочку по мере сил и возможностей готовили к будущему правлению. Здесь, правда, надо учесть, что отец Марии заниматься государственными делами не любил, перекладывая их по максимуму на своего первого министра. Король полагал, что и дочь его будет поступать также.

В 15 лет Марию выдали замуж за дона Педру, которому предстояло исполнять роль консорта, то есть мужа королевы, не имеющего прав на престол. Жених был старше невесты на 17 лет, но это не самое интересное. Педру приходился Марии родным дядей, поскольку был младшим братом ее отца. В Португалии в ту пору такие близкородственные связи никого не смущали.

Удивительно, но Мария в своего мужа-дядю влюбилась без памяти и пронесла это чувство через всю жизнь.

   
   

Ей было 42 года, когда после смерти отца она возглавила государство. Поначалу дела шли неплохо, но затем Марию выбила из колеи смерть супруга.

Будучи и до этого глубоко религиозным человеком, Мария, погрузившись в траур, запретила все развлечения при дворе — без каких-либо временных ограничений. Все государственные публичные мероприятия приобрели форму религиозных церемоний.

Ситуация стремительно ухудшалась. Марию стали посещать видения, причем подобные приступы начали происходить даже на публике.

К тому же, лечение таких недугов в XVIII веке носило довольно специфический характер — несчастную королеву мучили клизмами и пусканием крови, что, разумеется, никак не улучшало состояние.

Эти экзекуции проводил английский врач Фрэнсис Уиллис, до этого на родине таким же образом мучивший короля Георга III. Не будет преувеличением сказать, что шарлатан сделал себе карьеру на монарших страданиях.

В 1792 году Марию при дворе объявили недееспособной, хотя до поданных этот факт не доводили еще в течение семи лет. В 1799 году ее сын Жуан официально был провозглашен регентом.

В 1807 году в ходе Наполеоновских войн Португалия была занята французскими войсками. Португальский двор перебрался в Бразилию, куда перевезли и несчастную Марию, уже плохо понимавшую, что происходит вокруг нее. За год до смерти, в 1815 году, ее провозгласили королевой Португалии и Бразилии. 

Муки Марии закончились в 1816 году, в возрасте 81 года. Кстати, в истории Португалии королева известна не только как Мария Безумная, но и как Мария Благочестивая. По крайней мере, большого зла своим подданным она не принесла.

Георг Третий, король Англии

Английский король Георг, наверное, самый известный из монархов, страдавших психическими недугами. За шесть десятилетий, что он находился на троне, произошло много исторических событий — Великая Французская революция, Наполеоновские войны, отделение североамериканских колоний от британской короны.

Георг Третий, король Англии. Фото: www.globallookpress.com

На престол Георг взошел в возрасте 22 лет, после смерти деда, короля Георга II. Поначалу ничто не предвещало беды — новый монарх вникал в государственные дела, по мере сил решал проблемы, встававшие перед страной, был образцовым семьянином, в отличие от своих предков.

Первые признаки недуга проявились через пять лет после начала правления Георга, но проблемы удалось скрыть даже от королевы. А вот обострение, произошедшее в 1788 году, когда монарху исполнилось 50 лет, оказалось настолько серьезным, что любимая жена объявила — более она не собирается проводить ночи в одной спальне с королем.

Георг не был безнадежным — болезнь периодически отступала. Тогда понять ее природу врачи не могли, но сейчас считается, что это была порфирия — наследственное нарушение пигментного обмена с повышенным содержанием порфиринов в крови и тканях. Болезнь проявляется как на коже, так и в виде желудочно-кишечных расстройств, к которым добавляются нарушения психики.

Как уже говорилось выше, лечение психических недугов в ту эпоху напоминало пытки, и, разумеется, пользы оно не приносило. Но специфика болезни была такова, что периодически Георгу становилось лучше, и он возвращался к государственным делам.

Но вокруг трона уже шла настоящая война за влияние на короля, которого в любой момент могли вновь объявить недееспособным.

Окончательно рассудок покинул Георга в 1810 году. Страдая целым букетом других заболеваний, несчастный король к концу своих дней ослеп и оглох, и его вид внушал окружающим ужас. Умер он в 1820 году, в том же возрасте, что и безумная португальская королева Мария — 81 год.

Людвиг Второй, король Баварии

25 августа 1845 года у баварского кронпринца Максимилиана и кронпринцессы Марии Фридерики родился сын, которого нарекли Людвигом. Мальчику было три года, когда его отец стал королем Баварии, а он сам кронпринцем — наследником престола.

Его детство прошло в замке Хоэншвангау, основанном рыцарями еще в XII веке. Однако к началу XIX века от крепости остались лишь руины, которые выкупил Максимилиан, отец Людвига. Замок, по сути, выстроенный заново в духе эпохе романтизма, стал домом королевской семьи и сильно повлиял на характер и взгляды юного кронпринца.

Людвига с детства привлекали музыка и искусство. Став королем в возрасте 18 лет после смерти отца, Людвиг II стал оказывать финансовую поддержку художникам, артистам и музыкантам. 

Государственные дела его мало привлекали. Он загорелся идеей украсить страну новыми замками, которые по своему изяществу превзойдут те, что существовали раньше, включая отцовский Хоэншвангау.

В 1869 году был заложен Нойшванштайн, любимое детище короля, в 1874 году — замок Линдерхоф, в 1878 году — замок Херренкимзе.

Замок Нойшванштайн — в буквальном переводе «Новый лебединый камень» — сегодня одна из любимых среди туристов достопримечательностей Европы. Но в момент его строительства траты короля на этот проект казались совершенно неоправданными.

8 июня 1886 года по распоряжению баварских министров был собран консилиум врачей. Без осмотра короля, на основании лишь слов свидетелей, монарх был объявлен «неизлечимо душевнобольным». В ночь на 10 июня в Нойшванштайн прибыла комиссия, которой было предписано доставить Людвига II на принудительное лечение.

Спустя два дня короля перевезли в замок Берг на берегу Штарнбергского озера. А на следующий день тела Людвига и его лечащего врача нашли на мелководье Штарнбергского озера.

По официальной версии властей, безумный король решил покончить с собой, а психиатр, пытаясь ему помешать, погиб вместе с ним.

Так это или нет, неясно до сих пор. Власти Баварии решили, что в любимый замок погибшего короля следует пускать за деньги туристов. В итоге проект полностью окупил себя к 1899 году, и с тех пор приносит прибыль.