Бетонная, но женщина. Родине-матери делают «подтяжку» и «уколы молодости»

Скульптура не закреплена на постаменте и стоит свободно, как фигура на шахматной доске. © / Надежда Кузьмина / АиФ

Московский реставратор Вадим Церковников заявил: по его расчетам, катастрофа может произойти в любой момент. Однако волгоградские исследователи памятника уверяют, что это всего лишь - слухи. Корреспондент АиФ.ru Надежда Кузьмина встретилась со специалистами, которые осуществляют надзор за легендарной скульптурой «Родина-мать зовет!», побывала внутри памятника и узнала, можно ли сейчас быть уверенным в его безопасности.

   
   

Высота скульптуры 52 метра, с мечом – 87 метров. Вес – порядка 8 тысяч тонн. Страшно представить, что эта скульптура когда-нибудь может упасть. Однако смотрители памятника уверяют, что этого никогда не случится. За «Родиной-матерью» ведется постоянный надзор, который осуществляет один из лучших научно-исследовательских институтов в стране - Институт энергетических сооружений «РусГидро».

Все главные наблюдения сотрудники института проводят внутри скульптуры. Простому туристу попасть внутрь невозможно – нужно специальное разрешение.

«Соедините с ногой»

К памятнику «Родина-мать зовет» ведут 200 ступеней. Их ровно столько, сколько дней продолжался бой под Сталинградом, кардинально изменивший ход военной истории. Пока поднимаешься на самую вершину – 102 метра над землей – успеваешь разглядеть скульптуру со всех сторон. Так было  задумано авторами проекта ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Евгением Вучетичем и Николаем Никитиным.

Смотритель открывает дверь, ведущую внутрь «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Сотрудник института Ирина Ротермель под контролем смотрителя памятника открывает дверь, которая ведет в сердце «Родины-матери». Вход расположен на значительной высоте, поэтому, чтобы подняться внутрь, необходима лестница. Дверь особенная – защищена от взлома и находится под прицелом видеокамер, так что  хулиганам проникнуть в скульптуру не удастся.

«Родина-мать» внутри полая и состоит из отдельных ячеек. По такому же принципу построена и Останкинская телебашня в Москве. Ведь оба эти объекта проектировал один и тот же конструктор – Николай Никитин. Все идеи, которые ему удалось реализовать во время грандиозной стройки в столице, он перенес и на символ победы.

Внутрь скульптуры ведет узкая и очень крутая бетонная лестница, по которой можно подняться в комнату, где расположена аппаратура для наблюдения за здоровьем железобетонной женщины. Это собственная разработка ученых волгоградского научно-исследовательского института.

   
   
Внутри скульптуры невероятное количество ходов – в Волгограде шутят, что она- мечта сталкера. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Родина-мать» стянута канатами, – рассказывает директор волгоградского филиала НИИ энергетических сооружений Геннадий Мажбиц. – Но они, как многие считают, предназначены не для устойчивости. Их цель – создать в скульптуре сжимающее напряжение и повысить долговечность бетона. Ведь бетон – материал, который не любит растягивающих напряжений, для того чтобы он не разрушался, нужна арматура, а чтобы он вел себя еще лучше, его надо предварительно сжать». Канаты внутри монумента появились не сразу.

«Телебашню строили ярусами – построили-стянули канатами, - поясняет Мажбиц. - «Родина-мать» же стояла какое-то время без них: пока их затащили, натянули, поставили на них датчики. Именно они определяют натяжение каната путем вибрации. Датчик срабатывает как молоточек, электромагнитным полем дергает канат, как скрипач - струны, и тут же автоматика переключается на измерение частоты. Человек приходит с ноутбуком, включает, замеряет показания, и компьютер показывает сразу, какой канат насколько натянут».

Раньше в скульптуре была проводная телефонная связь. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Такая проверка занимает примерно полтора часа и проводится еженедельно. Сегодня, благодаря электронике, это может выполнять один человек. В советское время, чтобы следить за скульптурой, нужен был целый штат. Для этого внутри «Родины-матери» была проведена даже телефонная связь: можно было позвонить по телефону, например в голову, ногу, эфес или меч.

К слову, по специальной лестнице можно подняться практически до самого кончика меча в руке «Родины-матери» – это почти 200 метров над землей. Но пускают туда только специалистов института и подготовленных альпинистов. Мне разрешили подняться до макушки железобетонной леди и посмотреть на город ее глазами.

Вид на Волгоград с высоты птичьего полета - вышка ВГТРК. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

52 метра над Мамаевым курганом, или 154 над землей

В голову «Родины-матери» ведет уже не бетонная, а металлическая лестница из прутьев, подняться по которой достаточно тяжело. Однако смотрители памятника делают это регулярно – необходимость. Нужно посмотреть, не попадает ли излишняя влага внутрь скульптуры и не увеличиваются ли уже имеющиеся трещины.

Правая рука с мечом. Видны отметки, которыми обозначены дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На самой макушке «Родины-матери» расположен люк, из которого можно выглянуть и посмотреть на руку с мечом и город. На руке заметны пометки, сделанные альпинистами, – эта часть тела уже подвергалась лечению. Как рассказывает директор института Геннадий Мажбиц, «Родина-мать», как и каждая женщина, нуждается в тщательном и контролируемом уходе. Так железобетонная леди пережила уже несколько «подтяжек» и серию «уколов молодости»:

«Конструкцию усиливали после нашего исследования, – говорит ученый, – поставили дополнительные канаты в шлейф и стянули канатом плечи. Железобетон также подвергся лечению – инъектированию. Специальными шприцами, под давлением был подан жидкий материал, который заполнил трещины и микротрещины, чтобы уменьшить конденсат и попадание влаги. В основном инъектирование проводилось изнутри, а снаружи его выполняли промышленные альпинисты».

Без специальной подготовки, как у промышленного альпиниста, подниматься на макушку «Родины-матери» страшно. Все колоссальные памятники, которые расположены на Мамаевом кургане, кажутся игрушечными, а люди – меньше спичечной головки. Зато Волгоград отлично просматривается на несколько километров – в утреннем тумане виднеются трубы завода «Красный октябрь», как на ладони Центральный футбольный стадион, который пока еще не подвергся реконструкции в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, колесо обозрения и даже скандальный «танцующий» мост. К слову, как это ни странно, у «Родины-матери» и моста оказывается очень много схожего.

Легендарный «танцующий» мост и скульптура на Мамаевом Кургане имеют похожие имел дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Спустя пару лет, после сдачи в эксплуатацию, у «Родины-матери» начал вибрировать меч. Такая вибрация угрожала не только его падением – под угрозой сохранности была вся правая рука.

«Он был сделан легеньким, из титана, весил тонн 11, – рассказывает Геннадий Мажбиц. – По тем временам – самый перспективный материал: прочность стали, а вес алюминия. Был придуман ряд устройств, чтобы снизить вибрацию меча, установлен демпфер, но в итоге меч просто заменили на более тяжелый из радированной стали. Что вибрация моста, что вибрация меча – физика одна и та же. В аэродинамике есть термин резонанс, когда при небольших воздействиях не очень удачно рассчитанная конструкция подвергается сильной вибрации. Точно также и мост подвергся вибрации».

Автографы внутри скульптуры. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На стенах «Родины-матери» можно встретить разные рисунки. Часть из них осталась после строительства. Когда солдаты убирали мусор из полой скульптуры, некоторые посчитали своим долгом оставить внутри памятника свои автографы. Другие надписи сделаны специалистами.

«Мы специально помечаем трещины, ставим на них маячки, – рассказывает специалист института энергетических сооружений Ирина Ротермель. – Пока ни один из этих маячков не дал трещину – значит, ухудшения нет, со скульптурой все в порядке».

Трещины внутри «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Тем не менее, в обществе периодически поднимаются темы по поводу возможного падения «Родины-матери» и ее опасности как для туристов, так и для всех волгоградцев. Московский реставратор Вадим Церковников когда-то возглавлял группу, которая занималась восстановлением скульптуры «Рабочий и Колхозница» заявил, что «Родина-мать»  находится в критическом состоянии и может рухнуть в любой момент. По его словам, бетонная скульптура покрыта сеткой трещин, фундамент - подтоплен грунтовыми водами. Такие выводы он озвучил после исследования монумента на Мамаевом кургане. Заключение о плачевном «состоянии здоровья» монумента реставратор направил министру культуры Владимиру Мединскому.

Однако, местные ученые уверяют, что это всего лишь очередной миф.

Солнце пробивается сквозь тучи над Мамаевым курганом. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Упадет ли Родина-мать?

«Когда пахнет деньгами, то находятся иногда такие товарищи, которые будоражат общественное мнение и вбрасывают заведомо ложную информацию, – считает  директор научно-исследовательского института Геннадий Мажбиц. – Можно назвать любую цифру и по-своему ее интерпретировать: безграмотно или с какой-то личной целью. Люди, которым глубоко копать не хочется, они особо не разбираются, нагнетают обстановку. Да, макушка головы сейчас отклонилась примерно на 22 сантиметра от своего первоначального положения, но крена в ней ровно треть, все остальное – изгиб. Изгиб связан, в том числе, и с натяжением канатов, которые как могли, так и поставили. Все остальное серьезного беспокойства не вызывает», – добавляет Геннадий Леонидович.

Сотрудники  охранной группы монумента поясняют: «Все это не больше, чем проблемы возраста. У любой женщины есть возраст, и у строительной конструкции есть возраст. Считается, если железобетонная конструкция сделана надежно, в проекте нет серьезных просчетов, на всех циклах все было хорошо, то где-то примерно через 40 лет у неё начинаются проблемы, которые надо гасить нормальным ремонтом».

«Где вы видели человека, который родился, в преклонном возрасте умер, но никогда не болел? – замечает Геннадий Мажбиц. – Со скульптурами все так же. Надо лечить!»

Вид с макушки «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Смотрите также: