Авиаконструктор, убитый собственным самолетом. История Владимира Петлякова

Будущий творец крыльев Родины родился 27 июня 1891 г. под Таганрогом. Если бы он создал только пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжелый бомбардировщик Пе-8, он уже вошел бы в историю авиастроения. Но на его счету еще с десяток эпохальных самолетов.

   
   

Конструктор-арестант

Судьба Петлякова, как и судьба его самолетов, легкой никогда не была. Семья с 5 детьми после ранней смерти отца жила бедно. Из-за этого начатое образование несколько раз приходилось бросать. МВТУ он окончил только в 1922 г. Тогда же познакомился с Алексеем Туполевым, который был всего на 3 года старше, но уже считался известным авиаконструктором.

Начиная с АНТ-2 все крылья для туполевских самолетов рассчитывал Петляков. Потом были первый советский тяжелый бомбардировщик АНТ-4 (ТБ-1), агитационный самолет «Максим Горький», АНТ-25, на котором Чкалов летал в Америку… Летом 1936 г. Петляков работает над четырехмоторным бомбардировщиком ТБ-7, который позднее станет Пе-8 и будет бомбить Берлин в 1941 г. Однако осенью 1937 года в НКВД решили, что товарищу конструктору лучше заняться высотным истребителем. Петлякова вместе с группой работников ЦАГИ посадили в «шарагу».

О рваных носках

Леонид Львович Кербер работал в КБ Туполева по электрической части. Оставил после себя несколько книг воспоминаний. В его «Туполевской шараге», пожалуй, лучше всего описано, каким человеком был Петляков. Время действия — предвоенные годы, когда весь коллектив находился в заключении в московском ЦКБ-29: «Один из новичков, зайдя в спальню и увидев дремавшего Петлякова в совершенно рваных носках, был потрясен. Человек, за два года до выпуска американцами летающей крепости В-17 создавший русскую летающую крепость, Пе-8, — и арестант в рваных носках. Хорошо же его отблагодарили!»

«Петлякова, — писал Кербер, — называли „великим молчальником. Общаясь с ним, можно было за целый день не услышать от него ни слова. На любом совещании, вплоть до министра, он сидел молча, со стороны казалось, что в полном безразличии, и только пытливые и умные глаза выдавали деятельность его мозга. А мозг этот был подобен современным математическим машинам…

Его недолюбливали, считали простым исполнителем воли и решений Туполева, т. е. достаточно бесталанным и даже плохо воспитанным. На самом деле это было не так. Петляков был начальником первой бригады КОСОС (конструкторский отдел сектора опытного строительства, «АиФ») которая проектировала ТБ-1, ТБ-3, АНТ-14, «Максим Горький», Пе-8. Конечно, общие схемы машин принимал Андрей Николаевич. Детальную же разработку конструкции вел Владимир Михайлович. Машину Пе-2 он спроектировал уже без всякого участия Туполева. Короче, это был совершенно самостоятельный главный конструктор.

   
   

Внешне Владимир Михайлович напоминал американца с Дикого запада времен Брет Гарта. Небольшого роста, плотный, энергичные черты лица, волевой подбородок, серые холодные глаза. Внутренне с этой оболочкой не было никакой связи. Он был мягким застенчивым человеком, прикрикнуть, а тем более отругать подчиненного он не мог, точно так же он не мог жаловаться на них начальству. Коллектив эти черты знал, уважал Петлякова и работал дружно».

Не вышел из пике

В ЦКБ-29 Петляков работал над «соткой»: высотным истребителем с двумя моторами и герметичной кабиной. Однако наверху решили, что стране нужнее пикирующий бомбардировщик, воюющий на малых высотах. Петлякову предложили переделать один самолет в другой. Это примерно то же, что сделать ужа из ежа, но конструктор взялся за дело. Еще бы: за это была обещана свобода. Получился Пе-2, известный многим по замечательному фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика».

«После того, как он переделал свой высотный герметический истребитель „100“ в фронтовой пикирующий Пе-2, его группу перевели на завод № 39. — Писал Кербер. — Самолет запустили в серию на заводах 39 и 22 в Филях. Осенью 1941 года оба завода были эвакуированы в Казань и Владимир Михайлович стал главным конструктором Казанского завода. Завод работал хорошо, в 1942-1944 гг. он выпускал до 13 самолетов в сутки. Осенью 1943 года Петлякова экстренно вызвали в Москву. Погода была плохая, и Окулов (директор Казанского авиазавода — «АиФ»), чтобы не рисковать жизнью Петлякова, решил „Дуглас“ (директорский пассажирский DC-3 — «АиФ») в полет не пускать. Тогда Владимир Михайлович пошел на аэродром, договорился с военными и улетел на Пе-2, который перегоняли на фронт. Возле Мурома самолет врезался в землю и сгорел. Подозревали вредительство, было наряжено следствие, несколько человек арестовали. Сталин приказал тщательно расследовать причину гибели „талантливого конструктора и патриота“.

Похоронили Петлякова на Казанском кладбище. Ирония судьбы: вскоре после войны рядом с ним опустили в землю гроб Васо — сына Иосифа Сталина, умершего в казанской ссылке. Сын Владимира Михайловича Михаил Петляков, летчик-испытатель, и сейчас (книгу Кербера впервые издали в Мюнхене в 1971 г. — «АиФ») работает на заводе 135 в Харькове, где облетывает ТУ-134».

Расследование показало, что самолет Пе-2 с авиаконструктором на борту разбился из-за пожара в двигателе. Пожар возник из-за отсоединившегося топливного шланга. Шланг отвалился из-за некачественной сборки. А ведь если бы его приладили как надо, то самолеты Пе, пожалуй, и сейчас летали бы по небу.