25 октября 1983 года Соединенные Штаты открыли новую эпоху в своей истории, вновь приступив к нелегкому делу утверждения свободы и демократии в разных уголках мира при помощи своей военной мощи.
Местом для первой пробы сил после провала во Вьетнаме стал небольшой островок Гренада в Карибском море.
Другая Гренада
Легендарная советская песня «Гренада» была посвящена не этому клочку земли, а испанской провинции, которую сейчас в русском языке именуют Гранадой. Но история островной Гренады — это тоже история борьбы за справедливость, по большей части, увы, неудачной.
В 1498 году к берегам Гренады причалил Христофор Колумб во время своего третьего плавания в Америку. Вряд ли местные индейцы догадывались, что в этот момент к ним на берега спускаются не добрые гости, а безжалостные убийцы.
Борьба за остров развернулась между французами, англичанами и испанцами. Впрочем, отношение конкурентов к местным жителям было одинаковым — к 1655 году индейцы Гренады были истреблены полностью.
Их место заняли привезенных из Африки чернокожие рабы, трудившиеся на плантациях.
Борьба за остров завершилась в 1783 году, когда Гренада окончательно досталась британской короне.
«Борец с НЛО» и его «Банда мангустов»
Английское владычество завершилось лишь во второй половине XX века. В 1967 году Гренада получила внутренне самоуправление, а в 1974 году обрела независимость, оставшись при этом членом Британского содружества. Это означало, что формальным главой страны оставался английский монарх, представленный генерал-губернатором, что не мешало правительству Гренады проводить независимую политику.
Первым премьер-министром независимой Гренады стал Эрик Гейри. Этот странный человек не просто ориентировался на США и Великобританию, но в качестве позитивной модели рассматривал режимы Пиночета в Чили и Дювалье на Гаити. При Гейри нормой стали расправы над политическими противниками, осуществлявшиеся руками неофициального формирования сторонников премьер-министра, получившего название «Банда мангустов».
Это и в самом деле была банда — костяк «мангустов» составляли уголовники, которые охотно расправлялись с противниками Гейри в обмен на то, что глава правительства закрывал глаза на совершаемые ими кражи и грабежи.
Ко всему прочему, Гейри был помешан на борьбе с «угрозой НЛО», о которой был готов рассказывать даже с трибуны ООН.
В 1979 году Гейри отправился в США, чтобы вновь поднять тему «летающих тарелок», а назад вернуться уже не смог — в стране произошла революция.
Революционное правительство Мориса Бишопа
К власти пришло «Новое движение ДЖУЭЛ» во главе с Морисом Бишопом. Члены движения сформировали Народно-Революционное Правительство Гренады, которое взяло курс на преобразования в духе социализма, на развитие связей с СССР и другими социалистическими странами.
В Вашингтоне новость о событиях на Гренаде вызвала приступ бешенства. Вот так вот запросто в Карибском море появилась еще одна Куба.
В отношении новых властей Гренады были введены экономические санкции, страна столкнулась с проблемами с реализацией главных экспортных товаров — мускатного ореха, какао и бананов.
Впрочем, несмотря на это, правительство Бишопа за четыре года добилось очень неплохих результатов — удалось вдвое сократить безработицу, увеличить темпы строительства почти на 15 процентов, а производство сельскохозяйственной продукции — на 20 процентов.
Практически с нуля, при активной помощи Кубы, была создана система бесплатного здравоохранения. Правительству Бишопа благодаря решительным шагам в сфере образования удалось сократить число неграмотных жителей Гренады с 35 до 5 процентов.
«Особо опасный» аэропорт
В мае 1982 года правительство Гренады подписало соглашение с британской фирмой «Плесси Эйрпортс» о строительстве в Пойнт-Салинас нового международного аэропорта с взлётной полосой в 2700 метров, постройка которого должна была быть завершена к началу 1984 года. Контракт на строительство был заключён с британской фирмой, а непосредственно строительство выполнялось кубинскими рабочими.
Новый аэропорт стал поводом для нападок на Гренаду со стороны администрации президента США Рональда Рейгана. В Вашингтоне утверждали, что новый аэропорт — на самом деле военная база, и вскоре на ней будут размещены советские стратегические бомбардировщики.
«Под видом международного аэропорта на Гренаде сооружается стратегическая советско-кубинская военная база, которая несет угрозу безопасности США», — заявлял президент Рейган.
Британцы, проектировавшие аэропорт, демонстрировали схемы и заявляли — объект чисто гражданский и не может быть использован в военных целях.
Вашингтон это не убеждало, и над Гренадой стали сгущаться тучи. Возможно, аэропорт и стал бы поводом для американского вторжения, если бы сами революционеры Гренады не «помогли» бы США.
Умеренные против радикалов
К середине 1983 года в правительстве Гренады произошел раскол. Умеренные во главе с Морисом Бишопом полагали, что необходимо налаживать отношения с США, поскольку дальнейшее развитие страны в условиях санкций становилось затруднительным.
Оппозицию Бишопу составляли радикалы, составлявшие марксистско-ленинскую группу OREL. Именно эта группа была ударной силой революции 1979 года. Ее лидер Бернард Корд знал Мориса Бишопа много лет, но к 1983 году их расхождение по принципиальным вопросам стало критическими.
Корд, а также командующий гренадской армией генерал Хадсон Остин считали необходимым отбросить всякие компромиссы и вести непримиримую борьбу с американским империализмом.
Противоборство закончилось тем, что 13 октября 1983 года Бишопа поместили под домашний арест.
Ни Гавана, ни Москва действия Корда и Остина не поддержали, призвав их прийти к общему решению вместе с Бишопом.
Спустя пять дней компромисс, казалось, был достигнут. Договорились, что Бишоп вернется на пост главы правительства, после чего будет совместно выработан план дальнейших действий.
Но как раз в этот момент сторонники Бишопа освободили его, после чего захватили армейский штаб в Форт Руперте.
Корд, Остин и их единомышленники тоже не собирались сдаваться. 19 октября 1983 года радикалы осуществили ответный штурм армейского штаба. Противостояние завершилось тем, что Бишоп с ближайшими сторонниками был захвачен в плен.
По приказу лейтенанта Каллистуса Бернарда, Бишоп и семь его сподвижников, включая министра образования Жаклин Крефт, были расстреляны.
Было объявлено, что власть переходит к Революционному военному совету во главе с генералом Хадсоном Остином.
Москва и Гавана посчитали такое развитие событий наихудшим. Зато в Вашингтоне потирали руки от удовольствия.
Вторжение ради «прекращения насилия»
21 октября было созвано внеочередное собрание Организации Восточно-карибских государств, темой которого стало «прекращения хаоса и насилия на Гренаде». Эта организация находилась под полным контролем США, и собрание нужно Вашингтону было только для одного — чтобы придать своей военной акции международный характер. В действительности «миротворческий контингент» из 350 человек, представлявших Барбадос, Ямайку и другие островные государства, появился на Гренаде лишь тогда, когда главные события уже завершились.
В разгар внутреннего конфликта между революционерами на Гренаде оказались несколько сотен американских студентов. И сторонники Бишопа, и сторонники Корда и Остина отлично понимали, чем может обернуться гибель американцев. Поэтому студентов постарались изолировать, обеспечив им безопасность.
Но «спасение американских граждан» стало официальным предлогом для военного вторжения.
Операция по оккупации Гренады получила название «Вспышка ярости». В ней была задействована авианосная ударная группа Второго флота США в составе авианосца «Индепенденс», крейсера «Ричмонд К. Тернер», трех эсминцев и одного фрегата.
За морской десант отвечали пять кораблей, с которых осуществили высадку силы спецназа, а также 22-й экспедиционный полк Корпуса морской пехоты США с приданной батареей легких гаубиц и взводом танков М60.
Воздушный десант состоял из солдат и офицеров элитной 82-й воздушно-десантной дивизии.
В общей сложности силы вторжения составляли не менее 7300 человек, которые поддерживали не менее 70 самолетов и около 30 вертолетов. Кроме того, на земле действовали десятки американских бронемашин.
Всей этой мощи противостояла армия Гренады, состоявшая из 1000 человек со стрелковым оружием. Ни танков, ни пушек у гренадцев не было, так что поддержку могли обеспечить лишь несколько БТР и зенитных установок.
В бой на стороне гренадцев вступили и кубинские строители, чье место расположения было атаковано американской авиацией.
Получилось не так, как задумывали
В фильме «Крепкий орешек» полковник американского спецназа бросает фразу: «Гренада. Пять минут боя, пять недель серфинга».
На самом деле все было не так. Несмотря на то, что американцы, начавшие вторжение в 5:30 утра 25 октября 1983 года, практически сразу взяли под контроль все линии связи, а также радио, по которому немедленно началось пропагандистское вещание оккупантов, бои на острове растянулись на трое суток. Более того, 26 октября американские десантники затребовали подкрепления.
За три дня боев американцы потеряли 9 вертолетов, сбитых огнем с земли. Согласно официальным заявлениям правительства США, были убиты 19 американских военнослужащих и еще 116 получили ранения. Многие эксперты полагают, что данные потерь были сознательно занижены.
Со стороны Гренады погибли 45 человек и более 337 были ранены. Также погибли 24 кубинца и 49 получили ранения.
Очень быстро стали всплывать крайне неприятные для американцев подробности. Например, факты расправ со стороны американских военных над гражданскими лицами. Или удар американского штурмовика по психиатрической больнице.
И уж совсем ни в какие ворота не лезет тот факт, что американцы для установления порядка на острове в качестве вспомогательной полиции использовали выпущенных из тюрьмы членов «Банды мангустов». Подобные вещи практиковали во время Второй Мировой войны нацисты, и вот на Гренаде их примеру последовали «светочи демократии».
Процесс «Гренада 17»
На острове сформировали новую администрацию, состоящую полностью из антикоммунистов.
В 1986 году на острове прошел процесс под названием «Гренада 17» — перед судом предстали Бернард Корд, Хадсон Остин, Каллистус Бернард и другие революционеры. Прокурор, ненавидевший Мориса Бишопа, теперь заламывал руки и проклинал его убийц.
Поскольку процесс должен был, в том числе, легитимизировать вторжение американцев, его итог был предсказуем — подсудимых приговорили к смертной казни. Правда, потом, в 1991 году, после пяти лет в ожидании смерти, казнь заменили на пожизненное заключение.
В тюрьме осужденные по делу «Гренады 17», провели от 17 до 26 лет. Последних освободили в 2009 году. Разумеется, об их возвращении к политической деятельности речь не шла. Американцы, постаравшиеся «зачистить» Гренаду не только в военном, но и в идеологическом смысле, крепко вбили в головы местного населения и внесли это в школьные учебники для новых поколений: «Американские военные принесли свободу Гренаде».
«Нельзя было позволить, чтобы призрак Вьетнама вечно витал над страной»
Вторжение США на Гренаду подверглось осуждению мирового сообщества. Причем отрицательно к «маленькой победоносной войне» отнеслись даже союзники США по НАТО. В Совете безопасности ООН Вашингтону пришлось пользоваться правом вето, чтобы заблокировать резолюцию с осуждением действий США.
Но президент Рональд Рейган полагал, что игра стоила свеч. «Нельзя было позволить, чтобы призрак Вьетнама вечно витал над страной и препятствовал нам защищать законные интересы национальной безопасности. Я подозревал, что, если мы даже под строжайшим секретом сообщим о готовящийся акции лидерам конгресса, среди них всегда найдётся человек, который сообщит о ней средствам массовой информации. Мы не стали ни у кого спрашивать разрешения, а поступили так, как считали нужным», — писал Рейган в своих мемуарах.
Гренада стала началом большого пути. Потом были Панама, Ирак, Югославия, Афганистан, снова Ирак, Ливия... Военному походу американцев не видно конца. Вот только почему-то свободы и демократии в мире становится не больше, а все меньше и меньше.