«Аннексия былин». Как трех богатырей объявили украинцами?

В. Васнецов, «Богатыри». © / Wikimedia commons

​Украинские исследователи уличили Россию в очередном страшном преступлении — краже у Незалежной трех богатырей. По мнению авторов материала, опубликованного на сайте украинского «24 канала», «русские аннексировали себе наши былины и наших богатырей».

   
   

«Никаких народных героев не могло появиться под крепким кулаком царя-батюшки»

«Империя веками перетягивала на себя все сферы украинцев, которые должны были бы свидетельствовать о русском происхождении московского „небрата“. Так они одолжили и наше устное народное творчество, оно ведь значительно древнее, чем письменное», — утверждают исследователи. По мнению авторов материала, прототипы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича родились и действовали в пределах Киевской Руси — «будущей Украины».

При этом авторы довольно смутно представляют себе, что такое Киевская Русь. «Без сомнения, Киевская Русь была в пределах нынешней этнической Украины, но также простиралась и значительно севернее. По тем временам в ее состав входил, скажем, Новгород», — говорится в материале. А вот Владимиро-Суздальское княжество, пограничным городом которого являлась Москва, это чуждый Киевской Руси агрессор: «Что было дальше с этими северными территориями, которые когда-то принадлежали к Киевской Руси — их жестоко завоевало Московское княжество. Конечно, там никаких народных героев не могло появиться под крепким кулаком царя-батюшки».

Призванный на помощь эксперт, доктор филологических наук Святослав Пилипчук, объявляет киевские былины сильно отличающимися от новгородских: «Если в Киевском цикле это герой, который готов пойти на самопожертвование ради государства, не имеет корыстных целей, то дух героя Новгородского цикла существенно отличается. Там на первом плане материальные ценности, личное превосходство над другими».

Чем реальная Киевская Русь отличается от той, которую выдумали на Украине?

Авторы настолько увлекаются темой, что порой выставляют Киевскую Русь в весьма странном свете. «На землях Киевской Руси, будущей Украины, эти былины существовали устно, а потом вообще растворились в других жанрах, а записали их именно в России», — рассказывает «24 канал».

Исходя из этой логики, получается, что в Киевской Руси так и не смогли освоить письменность, а в «жестоком Московском княжестве» смогли?

В материале высказывается мысль об «эволюции рыцарства», которая от богатырей через казаков, сечевых стрельцов, гайдамаков и боевиков УПА (организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) проходит к современным участникам боевых действий на Донбассе.     
   

Но вернемся в самое начало. Киевская Русь как некая альтернатива враждебному «Московскому княжеству» никогда не существовала. Более того, жители древнего Киева понятия не имели о том, что живут в Киевской Руси. Термин «Киевская Русь» впервые появился в первой половине XIX века в работе историка Михаила Максимовича «Откуда идёт русская земля» в узкогеографическом смысле для обозначения Киевского княжества в одном ряду с такими словосочетаниями, как «Червонная Русь», «Суздальская Русь». Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение — одной из стадий единой русской истории и государственности.

Окончательно термин «Киевская Русь» утвердился в советский период благодаря работам историка Бориса Грекова. Сам академик Греков трактовал этот термин так: «Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле „империи Рюриковичей“, соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Сокрушительный удар сапога: чем был славен Илья, дружинник князя Киевского?

Теперь о богатырях. В 2017 году вопросом происхождения Ильи Муромца занялось министерство обороны Украины. Чиновники Минобороны внесли правки в «Википедию», указав местом рождения богатыря не деревню Карачарово под Муромом, а город Моровск под Черниговом. Ход весьма странный, ибо ничего доказать он не может. Все возможные прототипы богатырей действовали во времена, когда существовало Древнерусское государство, в рамках которого славянские племена сформировали единый этнос.

В Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи инока Илии Печерского, причисленного к лику святых в XVII веке. Это человек жил в XII веке и в своей светской жизни носил имя Илья Чоботок. Прозвище своё он получил за то, что, обладая необычайной силой, однажды отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Чоботок был уроженцем владимирского села Карачарово, где не только сохранились предания о нём, но и до сих пор проживают люди, считающиеся его потомками: семейство Гущиных. Оно славится необычайной силой: по легенде, мужчинам этого рода вплоть до XIX века запрещалось участвовать в такой популярной на Руси забаве, как кулачные бои.

Илья Чоботок поступил на службу в дружину киевского князя и среди дружинников занимал высокое положение. 

Экспертиза останков в Киево-Печерской лавре, проводившаяся в советские времена, показала, что Илия Печерский был физически сильным мужчиной высокого роста, имевшим следы многочисленных ранений. Это характерно для воина. Кроме того, были обнаружены следы, указывающие на заболевание позвоночника. Как мы помним, былина говорит, что Илья до 33 лет не мог ходить. Считается, что, скорее всего, Чоботок стал иноком после того, как очередное полученное ранение сделало его непригодным для дальнейшей службы.

Добрыня: суровый дядя крестителя Руси

Наиболее вероятным прототипом богатыря Добрыни Никитича является воевода князя Владимира Добрыня, который приходился крестителю Руси родным дядей. Точное место рождения его неизвестно. Некоторые исследователи указывают на окрестности современного Владимира-Волынского. Известно, что Добрыня был влиятельным человеком ещё во времена правления отца Владимира, князя Святослава, и именно поэтому оказался наставником молодого Владимира, отправленного отцом на княжение в Новгород. Добрыня был очень активен в период, когда Владимир вёл борьбу за право стать киевским князем. Летопись утверждает, что именно он сподвиг князя на жёсткие действия против Полоцка, включая изнасилование невесты князя Ярополка Рогнеды. После того как Владимир стал киевским князем, Добрыня был поставлен наместником в Новгороде и, судя по всему, оставался им до самой смерти. Наместником в Новгороде был и сын Добрыни, Константин Добрынич.

Александр Попович: ростовский воин, погибший в битве на Калке

Что касается Алеши Поповича, то в летописи начала XIII века можно найти следующее упоминание: «Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу». Уроженец Ростова Олешаили, иначе Александр Попович, был знатным боярином и одновременно одним из сильнейших воинов на своей родине. Он состоял на службе князя Всеволода Большое Гнездо, потомки которого правили Россией вплоть до угасания династии Рюриковичей. Александр Попович служил сыну Всеволода, Константину Всеволодовичу, и был втянут в его противостояние с братом, Юрием Всеволодовичем. После смерти Константина в 1218 году боярин уехал в Киев, где поступил на службу к князю Мстиславу Старому. И сам князь, и Александр Попович погибли в 1223 году в битве на реке Калке, которая стала грозным предвестием надвигающегося на Русь ига. Там же, на Калке, погиб и еще один возможный прототип Добрыни Никитича, уроженец Рязани Добрыня Золотой Пояс. Прозвище он получил из-за профессии отца, занимавшегося торговлей с иностранцами. Именитых купцов в этот период называли «золотыми поясами».

Разговоры о том, что кто-то у кого-то украл богатырей, не могут вызвать ничего, кроме грустной улыбки. Герои, не являющиеся своими, никогда не смогли бы стать частью национальной культуры. Возня, устроенная представителями Незалежной вокруг богатырей, напоминает аналогичную суету вокруг борща, право на который украинцы пытаются отвоевать у русских и белорусов.