Его мощи покоятся в Санкт-Петербурге - в Александро-Невской Лавре, которая в 2013 году будет праздновать свой 300-летний юбилей. В одной из самых известных обителей, в старейших усыпальницах и кладбищах Петербурга нашли свой покой Александр Суворов и Наталья Пушкина-Ланская, Михаил Ломоносов и Петр Чайковский, Августин Бетанкур и Сергей Витте .
«Непременно на том месте быть Монастырю»
Место под строительство будущего Петербургского монастыря выбрал сам царь Петр I. Как и все окружающие территории, это была болотистая и лесистая местность, к тому же отлично простреливаемая шведами, с которыми тогда царь вел войну за обладание устьем Невы. Строительство было отложено на неопределенное время, но едва ближайшие к будущей столице границы были обезопасены, Петр приказал объявить архимандриту Феодосию (Яновскому), ранее назначенному настоятелем зарождавшегося монастыря, «дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь». Тогда же были найдены и средства на постройку – к новому монастырю были приписаны богатейший Иверский монастырь и часть имущества Новодевичьего монастыря - село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями. Рабочие руки прибыли из Олонецкого уезда, при этом строители-крестьяне были освобождены на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала строительства утрачена из памяти, однако доподлинно известно, что 25 марта (7 апреля по новому стилю) 1713 года впервые в стенах монастыря – в деревянной Благовещенской церкви – была совершена Божественная Литургия. С этого дня Александро-Невский монастырь и отсчитывает свое бытие.
Первое время единственным насельником новой обители был его настоятель, другие монахи пришли сюда гораздо позже.
Петр мечтал, чтобы город Санкт-Петербург стал «земным парадизом», лучшим из лучших, поэтому и первый городской монастырь был обязан стать образцовым, и населить его предполагалось лучшими представителями русского монашества. Монахов сюда вызывали со всей страны царским и сенатским указами согласно спискам, составленным самим архимандритом Феодосием (Яновским). Петр I во всем искал прикладную пользу, и перед новым монастырем он ставил цели сугубо утилитарные: стать заведением учебным, лечебным, благотворительным...
Теория несколько разошлась с практикой, поскольку осуществление царских проектов противоречило самому смыслу монастыря, как духовного центра, где главное предназначение его насельников – это молитва. Впоследствии при монастыре открылся и приют для инвалидов Северной войны, и типография, и школа, которая спустя годы была преобразована в ныне существующую Санкт-Петербургскую духовную академию и семинарию. Но главным для обители все же оставалось служение Богу, и уже потом - Государству.
В 1723 году царь Петр, посетив вновь устроенный монастырь, решил перенести сюда из Владимира мощи святого благоверного великого князя Александра Невского. Святыня должна была прибыть в Северную столицу ко второй годовщине Ништадского мира, но на всем пути следования процессию постоянно задерживали желающие поклониться святым мощам, поэтому велено было оставить ковчег в Шлиссельбурге. Год спустя – 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года ковчег с мощами святого благоверного великого князя Александра Невского обрел свое место в Александро-Невском монастыре, а город получил своего небесного покровителя.
«Здесь погребена целая эпоха, целый мир…»
Год от года обитель крепла и утверждалась в своем статусе одного из крупнейших монастырей России, по своему особому столичному значению и заслугам переименованного в лавру указом императора Павла I в 1797 году. Из этих стен выходили крупные церковные иерархи, ученые-богословы, православные миссионеры…Большинство священников русского флота так же были из насельников Лавры.
Главный храм монастыря - Троицкий собор – славился своей пышностью, его украшали произведения кисти Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Якопо Бассано, а так же многих известных русских живописцев.
Лавра была резиденцией столичной духовной власти, оставалась местом частых паломничеств Царской Фамилии.
Монастырские кладбища и усыпальницы считались самыми привилегированным в Петербурге – здесь похоронены именитые государственные деятели (Михаил Ломоносов, Сергей Витте), представители крупных аристократических родов (графы Шереметевы и Строгановы), прославленные деятели науки и искусства, большинство из которых – с мировым именем.
Из года в год люди приходят в Лавру на могилы историка и литератора Николая Карамзина, баснописца Ивана Крылова, поэта Василия Жуковского, писателя Федора Достоевского, композиторов Михаила Глинки, Модеста Мусоргского и Петра Чайковского, актрисы Веры Комиссаржевской и сыгравшего легендарную роль Александра Невского в одноименном фильме Николая Черкасова... В Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры под могильной плитой со скромной эпитафией «Здесь лежит Суворов» покоится и один из величайших полководцев своего времени.
К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. Но в 1917 году вместе с жизнью всей страны положение монастыря кардинальным образом поменялось. Постепенно все его имущество и здания были национализированы и переданы нецерковным организациям, а мощи святого благоверного князя отправлены в Музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии). Только годы спустя, летом 1995 года, началось возрождение Лавры как действующего монастыря, и сейчас, в преддверии 300-летнего юбилея, она возвращается к своему изначальному статусу - духовного центра Северной столицы.