Спасаясь от красного террора, со всех концов страны на белый Юг тысячами съезжались те, кому оказалось не по пути с новоиспечённой советской властью. Самым притягательным местом для состоятельных беженцев оказался Ростов, в одночасье сделавшийся культурной и финансовой столицей бывшей империи. Деньги стремительно обесценивались, и гости массово переводили бумажки в бриллианты. Однако драгоценности требовалось где-то хранить. К счастью, такое место в Ростове имелось. Городское «Общество взаимного кредита» с гордостью предлагало господам вкладчикам услуги своего гигантского сейфа. Банкиры специально не делали тайны, постоянно подчёркивая: стены комнаты не поддаются никакому сверлу, вход в неё преграждает бронированная дверь с 12 замками, по периметру сейф окружён метровым поясом из бетона. Может рухнуть империя, но ростовский сейф будет стоять вечно.
Дыра вместо денег
25 декабря Ростов праздновал Рождество. Белая Россия ещё жила по прежнему летоисчислению, отмечая главный праздник православного христианства в соответствии с юлианским календарём. Отстояв службу и разговевшись, горожане на следующий день вернулись к работе. Кассир «Общества взаимного кредита» привычно спустился в подвал, один за другим отпер все двенадцать замков хранилища, повернул тяжёлую рукоятку… Дверь не поддавалась.
К месту ЧП немедленно прибыл председатель правления общества Штром. Вместе с другими служащими он попытался открыть вход в стальную комнату, но тщетно. Оставалось одно - ломать стены. Техник-механик Фёдоров поднял чертежи хранилища и выяснил: с правой стороны бетонный пояс сужается до минимума, если и бить, то отсюда. До глубокой ночи рабочие долбили ломами бетон, пока не добрались до стальной стены. Потом в дело пошли газовые горелки. В результате образовался узкий лаз.
Но кто полезет внутрь? Один из служащих, ринувшийся было в проход, тут же вернулся обратно. Клацая зубами от испуга, он рассказал: из хранилища доносится странный шум. Нечистая сила, братцы!
Какие бы награды ни сулил начальник, смельчаков снова лезть в темноту больше не оказалось. Наконец, Фёдоров хлопнул о пол картузом и пополз в пролом. Спустя пять минут дверь сейфа распахнулась. Первым бросившись внутрь, Штром увидел, что ячейки хранилища распахнуты настежь и пусты. Пол усеян разбросанными ассигнациями. Шелестя на ветру, они и издавали шум. Источником же ветра оказалась дыра, зиявшая в центре пола. У хода в подкоп валялись автогены, кислородные баллоны и воровские отмычки. Рядом лежало тяжёлое бревно, которым воры заблокировали изнутри дверь.
Подкоп из булочной
Своих капиталов разом лишились почти полторы тысячи вкладчиков. Сыщики вовсю работали в разгромленном хранилище. Заглянув в лаз, они увидели подземный ход, уходящий в глубь на десятки метров. Пройдя по тоннелю, полицейские выбрались на свет в подвале дома, расположенного через дорогу. Взятый за грудки хозяин здания признался: ещё два месяца назад дом взяли в аренду респектабельные господа. Они сказали, что собираются открыть булочную, а в подвале соорудить специальную печь. Для этого то и дело завозили целыми телегами брёвна и кирпичи.
Спустя сутки часть украденного удалось обнаружить. В подвале «булочной» в горе строительного мусора сыщики откопали мешок с искорёженными золотыми украшениями. Впрочем, потерпевших находка обрадовала мало. Разломав оправы, воры забрали с собой бриллианты, которые как раз и представляли основную ценность. По самым скромным подсчётам, стоимость исчезнувших драгоценностей превысила 3 млн руб. Обыватели гадали: кто же совершил это «ограбление века»?
Увы, установить это так и не удалось. Остались лишь версии. Согласно одной, советской, похищение организовал сам банкир Штром. Понимая, что новая власть скоро придёт и в Ростов, он решил «рвать когти» в эмиграцию вместе с чужим капиталом. Но более верным кажется другое предположение: опустошили хранилище так называемые «варшавские воры». Выходцы из Польши считались в Российской империи главными специалистами по лихим налётам и слыли «белой костью» преступного мира. Двумя годами ранее аналогичным образом, прорыв под землёй тоннель, поляки вскрыли хранилище в харьковском банке.
Говорят, найденные полицией золотые безделушки - далеко не единственное, что оставили воры. И где-то под землёй в центре Ростова до сих пор могут ещё лежать мешки с золотом...
Смотрите также:
- Россия не станет великой страной, пока у нее ТАКИЕ туалеты →
- Дорога на Сочи: Рогачевская исповедь →
- Слово писателя: Дуня →