Но любой тиран не рождается тираном, он им становится по каким-то причинам. И мне прежде всего был интересен Павел - человек. Я старался понять его как человека. Смотрел в Павла как в самого себя, пытался извлечь из его истории что-то своё. Количество его любовниц, его энергичная сексуальная жизнь меня не очень интересовали.
Вообще, это дело деликатное: что можно, а что нельзя рассказывать, а тем более показывать, когда соприкасаешься с жизнью великих. Другой вопрос: что нужно зрителю. И очень может быть, что зрителю именно это и интересно - и количество любовниц, и интимная жизнь, и пороки, и излишества. Неслучайно же по ТВ в последнее время мы видим столько скандальных и жёлтеньких передач, сериалов. Значит - это востребовано, это смотрится.
Есть у нас ещё и чисто российская особенность - создавать такие «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей») о великих: не сметь, не трогать плохое! Но попытка регламентировать и дозировать что-то в искусстве - подход сомнительный и тупиковый.
На мой взгляд, запретов быть не должно - вопрос в совести и вкусе, брезгливости и небрезгливости тех, кто делает, в их личной ответственности за снятое.
Я сейчас готовлюсь снимать фильм об истории любви Чехова и Лидии Авиловой. Она интересовала меня давно, но я боялся к ней обращаться: слишком острые темы и вопросы - а где же Ольга Книппер, почему её нет? А отношения Чехова с Художественным театром? Со Львом Толстым? Конечно, в истории этой, изложенной самой Авиловой в её воспоминаниях, многое искажено, увидено глазами любящей женщины. Вокруг их отношений ходило много болтовни, домыслов. Для меня важно то, что сказал по этому поводу Бунин, друживший с Чеховым: «Это было очень серьёзно». Любовь замужней женщины, матери троих детей, - и Чехова, понимающего, что он болен смертельно, что он на краю гибели. И для меня это тоже очень серьёзно.
ДОСЬЕ
Виталий Мельников (Петербург) - кинорежиссёр, ученик С. Юткевича и М. Ромма (ВГИК). Снял к/ф «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Старший сын», «Здравствуй и прощай», «Бедный, бедный Павел» и др.
Александр Адабашьян: «Всё дело - в интонации»