Какой мальчик не мечтает хоть на пять минут оказаться в кабине машиниста настоящего паровоза, дать басовитый гудок, и, выпуская облако пара из трубы, с шиком отъехать от станции? Великая Коко Шанель говорила: «Вы научитесь понимать мужчин, осознав, что они до глубокой старости остаются в душе маленькими мальчиками». Именно поэтому взрослые мужчины так любят собирать модели игрушечных железных дорог. Игра с моделями паровозиков и вагончиков сродни чем-то лузганью семечек - попробовав, не оторвешься никогда. Это хобби для многих становится любимым делом всей жизни, которое занимает все свободное время, деньги, фантазию.
Последний российский царь Николай II, под предлогом общения и воспитания сына, цесаревича Алексея, сам часами с упоением играл с огромной моделью, лежа на полу в тронном зале. Царская игрушка включала в себя несколько железнодорожных станций и переездов, десятки мостов, тоннелей, депо. Стоило это тогда баснословных денег, да и сейчас это увлечение дешевым не назовешь.
Самая первая российская узкоколейка соединяла Санкт-Петербург и Царское село, но по этой дороге ездил только царь и его челядь. А железная дорога, которой могли пользоваться простые пассажиры, соединяла Санкт-Петербург с Москвой. Была она выстроена при Николае I и поэтому долгое время называлась «николаевской». Именно этой дороге исполняется 170 лет, чему и посвящена выставка в Политехническом.
Огромный 14-метровый макет, где навстречу друг другу несутся два поезда, пассажирский и товарный, мигают семафоры, мосты сменяются тоннелями. Невидимые нам пассажиры крошечного поезда любуются великолепным ландшафтом, горным хребтом на горизонте и церквушкой на холме, на перроне им радостно машут встречающие. Тут уже и самому хочется стать маленьким человечком, влезть в бархатное нутро роскошного вагона и отправиться в долгое, полное приключений путешествие. Трудно представить, что делали его более 50 человек в течение 10 лет. Любая деталь в этом сложном деле требует тщательности в исполнении, упорства и даже смекалки. Например, крошечные деревья, изготовлены из специально собранной зимой пижмы, кусты – это засушенный мох-ягель, трава - натертая на мелкой терке, подкрашенная пробка и предварительно замороженный поролон. А основой это композиции послужило…крыло списанного самолета!
По нашим дорогам ходят пассажирские, почтовые вагоны, цистерны для нефтепродуктов, сжиженного газа, вагоны-рефрижераторы, вагоны для перевозки угля, лошадей, особо ценных грузов. И все они есть на выставке. На изготовление одного вагона ручной работы величиной не более 10 сантиметров уходит несколько месяцев работы, поэтому стоит такой вагончик иногда до 10 000 рублей. Правда, есть образцы и подешевле, производящиеся массово. Их стоимость колеблется от 1 000 до 4 000 рублей.
Смотрите также:
- «Зайцы» и «охотники»: один день с кассирами-контролёрами в электричках →
- С питомцем на отдых: как перевозить и содержать домашних животных →
- Удивительные электрички. Движение поездов зависит от... погоды? →