Евро-2012 помог найти бабушке Любе погибшего в 1942 году брата

Увидеть Евро и не умереть!

Евро 2012 закончился, но события, связанные с ним, еще долго будут жить в нашей памяти.

   
   

Уникальность только что закончившегося футбольного Евро для нас, россиян, заключалась в его близкой, буквально, шаговой доступности. Что Варшава, что Киев к Москве находятся ближе, чем какой-нибудь Урюпинск. А значит, не зря многими нашими согражданами овладел тот зуд, выражение которого они очень своевременно услышали в песне «Дискотеки Аварии»: «Едем, едем в Польшу, Украину!» А мне случай в виде проведения Евро дал возможность осуществить одно давно задуманное дело, связанное с отголоском…второй мировой войны.

 

Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

Бабушка нашла брата по интернету

Моя 87-летняя бабушка, Любовь Ивановна, живет на Украине, в городе Кировоград. Её родной брат Александр, призванный кировоградским военкоматом на службу еще в феврале 1940 года, домой так и не вернулся. Единственное известие, которое получили родные о его судьбе, - сообщение, что он пропал без вести в июне 1941 года.

Все послевоенные годы бабушка Люба пыталась выяснить его судьбу. И лишь году в 2005 удалось узнать, что с ним на самом деле произошло. Это случилось благодаря интернету – а именно сайту объединенной базы данных о погибших в Великую отечественную obd-memorial.ru

Любовь Ивановна смогла своими глазами увидеть сканированную копию карточки из фашистского плена, заведенную на её брата. Педантичные немцы указали в ней все необходимые сведения, для того, чтобы понять, как сложились последние годы жизни Александра Кройтора.

 

   
   
Карточка Кройтора А. из фашистского плена. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

Будучи призван в Белосток, который тогда входил в состав Белорусской ССР, рядовой Кройтор, по всей видимости, принял первые удары фашистской армады в 1941 году, с частями советской армии был вынужден отступать, 15 июля 1941 года в Борисове попал в плен. Немцы этапировали его в Польшу - сначала в концлагерь в Сидлце, а потом в шталаг XII-C в город Конски. Здесь 28 марта 1942 года он и скончался.

Узнав всё это из интернета, бабушка Люба не на шутку взволновалась. И даже собиралась сама поехать искать могилу брата. Но годы ожидания ответа от Красного креста заставили забыть об этом. Поехать могли только мы с отцом. И только во время Евро, когда польская сторона ввела значительные визовые послабления.

 

Гитлер в Конски. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

 

Где могилка твоя?

Достать билеты на Евро при желании не просто, а… очень просто, через сайт Союза Европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Но тут пошли сообщения о кровавых стычках наших болельщиков в Варшаве с польской гопотой. Поначалу вообще пронесся слух, что 12 июня одного из наших фанатов убили. К счастью, тревога оказалась уткой. Преодолев все страхи, мы прибыли в город Конски. Не самый, прямо скажем, центровой в Свентокшикском воеводстве, но тоже кое-чем знаменит (и вовсе не поклонниками ЦСКА). 9 сентября 1939 года сюда заезжал Гитлер, делая смотр частей своей армии. А вот любимый режиссер фюрера Лени Рифеншталь именно в Конски испытала, возможно, самое большое потрясение в своей жизни. Она своими глазами увидела, как солдаты вермахта уничтожают польских евреев. Тут же высказала свой протест генералу Райхенау, командующему армии, и прекратила работу над своим фильмом о победоносном шествии фашизма по миру.

 

У мемориала в Бариче 1. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

Обо всем этом и многом другом нам рассказал местный краевед Войцех Пасек. Именно он стал для нас гидом на все время пребывания в Конски. Вот только, как мы поняли, и в Польше не все понимают роль исторической памяти. Войцех рассказал нам, что городской музей, имевший еще буквально пару лет назад собственное здание, теперь ютится на задворках местного центра занятости, да и оттуда его уже попросили. Ценные экспонаты пылятся в близлежащих сараях. Сам Войцех – безработный.  Зато на месте музея теперь банк… Надо признать, что костлявая рука кризиса маячит в Польше не на шутку. Многие, не только Войцех, сидят без работы, а размер зарплат, пособий, пенсий сравним с нашими.

 

У мемориала в Бариче. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

Но нас в первую очередь интересовало всё, связанное с лагерем смерти. Немцы воздвигли его в 1941 году специально для советских военнопленных. Их содержалось здесь, по разным оценкам, от 15 до 23 тысяч. Условия пребывания, конечно, были ужасны. Фашисты почти вовсе не кормили узников, да еще и запрещали им передвигаться даже внутри лагеря. Наши от безысходности ели кору с деревьев, а иногда то, что подбросят им сердобольные местные жители. К концу 43 года лагерь перестал существовать. Однако большинство пленных так и не дождались освобождения – голод и болезни сделали свое черное дело. Ежедневно до 15 подвод вывозили из лагеря десятки трупов. 28 марта 1942 года, очевидно, также было вывезено и тело нашего родственника, Александра Кройтора. Всех умерших везли несколько километров за черту города, в окрестности деревушки Барич, и скидывали без разбора в братскую могилу.

Из школы, которая теперь стоит на месте концлагеря, мы проследовали в Барич. Разумеется, никакого отдельного захоронения рядового Кройтора мы не нашли. Из 15 тысяч солдат, упокоенных здесь, лишь у семерых известны имена, да и то их могилы не содержат никаких надписей. Мемориал нашим военнопленным находится в лесочке и представляет собой огороженную забором территорию, в центре которой находится обелиск со словами «Честь и слава советским воинам, павшим в борьбе с фашизмом»

 

Барак военнопленных в Конски. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

Мы прочитали заупокойные молитвы об усопшем родственнике, который нашел последнее пристанище в этой земле, взяли горсть ее для бабушки и отправились обратно.

 

Взятие земли. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

 

 

Перед стадионом. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»

Аршавин и пустота

Несколько часов пути – и мы уже в Варшаве. 21 июня здесь игрался четверьтфинал Чехия-Португалия. Никаких признаков футбольной лихорадки в городе не наблюдалось. «На месте Чехии должны были быть мы», – горестно шептали мы про себя, наблюдая четвертьфинал в фан-зоне. Стиль игры наших футболистов, не сумевших преодолеть собственную лень и вальяжность, напоминает особенности работы в России, где наибольшие состояния делают не те, кто пашет от рассвета до заката, а те, кто знают, как в нужное время оказаться в нужном месте. Для этих вальяжных кризис был бы даже спасительным. Кто-то верно подметил, что любой человек, более или менее профессионально занимающийся футболом,  владеет примерно тем же арсеналом приемов, что и к примеру, лучший игрок Евро Андреас Иньеста. Вопрос только в скорости! Великие игроки всё делают быстро. Так же и в жизни: умелец – это тот, кто делает свое дело быстро и качественно  Халтурщик – медленно и неправильно. Примерно как игроки сборной России в матче с Грецией. Давайте не будем им уподобляться.

 

Чехи ждут поезда

Давайте помнить

…Мы покидали Варшаву вместе с болельщиками сборной Чехии. Несмотря на проигрыш они были в прекрасном настроении, распевали речевки, славящие свою сборную, но несколько раз не удержались и позволили себе спеть про нетрадиционную, как им показалось, ориентацию Криштиана Рональдо, забившего победный гол в их ворота.

22 июня, в день памяти и скорби, прибыли мы в Брест. И разумеется, не могли не посетить знаменитую крепость. Нынче здесь мемориал «Брестская крепость-герой». То здесь, то там попадались люди в форме времен Великой Отечественной войны, это такая местная фишка. Они-то нам и показали примерное расположение Белостокских ворот. Эти ворота названы по имени города, в котором встретил фашистов лицом к лицу, как и защитники Брестской крепости, наш родственник рядовой Кройтор. Чтобы почтить его память мы зашли в находящийся на территории мемориала Свято-Николаевский храм. Поставили свечки за упокой души раба Божия Александра. Ему не довелось в жизни ни жениться, ни увидеть своих детей на родной земле. Но зато он умер как герой для того, чтобы это счастье было доступным всем нам. Давайте не забывать своих предков.

 

Так любят в Польше свою сборную. Автор фото Андрей Никитин. «AиФ»